Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности инспектора ГИБДД при остановке машин в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во-первых, когда автомобиль останавливается за нарушение правил, то работник ГАИ обязан указать пункт ПДД, который был нарушен. Во-вторых, когда целью остановки стало участие водителя и пассажиров как свидетелей и понятых, представитель ДПС должен кратко и доходчиво проинформировать граждан об их правах в данном качестве.
Основания для остановки транспортного средства
В соответствии с законом инспектор не имеет права останавливать транспортное средство без оснований. При остановке ТС сотрудник обязан сам сообщить водителю причину без вопросов с его стороны. Есть четкий перечень оснований, который включает следующие обстоятельства:
- Водителем или пассажирами допущено нарушение ПДД.
- Имеются сведения о том, что водитель или кто-либо из пассажиров авто являются участниками ДТП или другого противоправного действия.
- Транспортное средство находится в розыске.
- Машина используется водителем незаконно.
- Водитель или кто-то из пассажиров стали свидетелями нарушения. Остановка выполняется с целью проведения опроса.
- Возникла необходимость привлечь водителя в качестве понятого или для оказания помощи пострадавшим в ДТП или другом происшествии.
- На территории действуют решения государственных органов о запрете проезда или ограничении дорожного движения.
- Необходимо провести проверки документов, разрешающих перевозку определенных видов грузов.
Определение факта нарушения и подготовка протокола
Если вас остановил инспектор ГИБДД, который инкриминирует вам правонарушение, уточните у него наличие доказательств. К таким доказательствам относятся, например, результаты фото- или видеофиксации. При наличии доказательств нарушения ПДД составляется административный протокол. Обратите внимание, что в любом случае действует принцип презумпции невиновности. Если вы не согласны, то совершили нарушение, вы можете не подписывать протокол или заносить в него свое несогласие. В последнем случае в строке «Подпись нарушителя» нужно исправить на «Подпись водителя», указать «Не согласен» и подписаться. Также рекомендуется проставить прочерки в графах с указанием свидетелей, чтобы далее в них не были записаны случайные лица. Также вы имеете право внести в протокол уточняющие сведения. Инспектор обязан предоставить водителю экземпляр протокола о нарушении. Его можно использовать в дальнейшем, чтобы оспорить действия сотрудника ГИБДД.
Что обязан выполнять сотрудник ДПС?
Правила поведения инспектора ГИБДД предписывают предъявить служебное удостоверение, если его действия водитель посчитал неправомерными или госслужащий не сумел назвать конкретный пункт ПДД, который якобы нарушен. Также водитель имеет право записать данные постового. А тот, в свою очередь, обязан назвать телефоны, по которым автовладелец может обратиться для обжалования действий инспектора. Иногда инспекторы просто называют номер дежурного, который имеет законное право принять жалобу – и это вполне допустимо.
Нужно ли автовладельцу выходить из машины
С октября 2017 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.
В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.
Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:
- если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
- для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
- если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
- для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
- в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
- если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.
Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.
Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.
Несколько слов о видеосъёмке разговора с инспектором ДПС
В числе изменений, внесённых в админрегламент и начавших действовать с 10.10.2017, отсутствует пункт 25, имевшийся ранее, в котором говорилось о запрете сотрудникам ГИБДД препятствовать водителям или пассажирам в осуществлении видеосъёмки беседы при остановке ТС и составлении протокола.
Здесь опять же возникли разговоры об ущемлении прав автовладельцев. В действительности запрета снимать разговор тоже фактически нет, но использовать такую запись в качестве доказательства при судебном разбирательстве будет уже проблемой. К тому же следует учесть требования статьи 19.03 КоАП, в которой говорится о возможности запрещения съёмки инспектором при определённых обстоятельствах. Всё зависит от того, как вы будете разговаривать с инспектором ДПС – если в грубой форме, то не следует ожидать поблажек.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.
Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:
- если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
- если дорога загрязнена со стороны водителя,
- и другие причины.
То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.
Разрешена ли видеосъемка?
Пункт 43 Административного регламента указал, что независимо от ситуации, во время всего периода взаимодействия сотрудника ДПС с участником дорожного движения, инспектор ГИБДД обязан обращаться к нему исключительно на «Вы», а также быть вежливым и тактичным. Сотрудник не должен грубить и обзывать водителя, равно как и не должен совершать действий, провоцирующих противоправное поведение второй стороны.
Чтобы в будущем доказать факт несоблюдения инспектором данных правил, водитель (пассажиры, свидетели) имеет право снимать все происходящее на видеокамеру или записывать разговор на диктофон. Несмотря на то, что новый Регламент не содержит пункта о возможности осуществления такой съемки, сотрудник ДПС не вправе требовать ее прекращения, за исключением случаев, когда в запись может попасть тайна, охраняемая законом. Пункт 39 Регламента определил, что сотрудник ГИБДД также имеет право записывать разговор с помощью средств аудио- и видеофиксации. Однако предварительно он должен сообщить об этом водителю.
Нарушения, совершаемые инспекторами Госавтоинспекции
Отсутствие нагрудного знака – это крайне грубое нарушение.
Передвижение в рабочее время не на служебном транспорте.
Намеренное сокрытие автомобиля из вида – за кустами, деревьями, домами и пр.
Отсутствие на служебном транспорте проблесковых маяков. Если при этом «гаишный» автомобиль припаркован в запрещенном месте либо нарушены другие пункты ПДД, инспектор должен отвечать по закону как обычный водитель.
Предъявление автовладельцу не существующих в законе правонарушений или их придумывание «на ходу». В таких случаях водителю следует сделать в протоколе пометку «сержант ФИО вымогает деньги». Тогда вероятность того, что такому протоколу не будет дан ход, почти стопроцентная.
Довольно редкое явление, но оно тоже имеет место – чрезмерная агрессия сотрудника дорожно-постовой службы. Здесь все просто: водителю нужно позвонить в службу доверия либо подать заявление в вышестоящую инстанцию.
Как разговаривать с инспектором ДПС
Общение с сотрудниками ГИБДД надо начинать с уточнения законную причину для остановки авто. Проговорить ее вслух в форме вопроса, обращенного к ИДПС, дождаться положительного ответа, при этом все фиксируется на камеру.
- Если остановивший не может внятно сформулировать причины или ссылается на неизвестные водителю приказы, следует попросить его уточнить номер документа. Без сути нарушения остановка ТС расценивается как незаконная.
- Уточнить, какой именно пункт ПДД был нарушен водителем и какая статья КоАП будет задействована при протоколировании. А также получить от инспектора информацию о том, какой именно штраф предусмотрен за данное правонарушение. Все это должно быть зафиксировано на камере.
- Водитель имеет право требовать у инспектора ДПС предоставить служебное удостоверение, причем в развернутом виде. Если он откажется это делать, или вместо официально документа предъявит справку/выписку – можно смело уезжать. А затем набрать 102 и передать им записанный разговор, сопровождая его информацией, что в таком-то месте некто, одетый как ИДПС пытался остановить авто, но удостоверения не предоставил, после чего автовладелец, опасаясь за свою жизнь и имущество, покинул место остановки.
Работник ГАИ — это должностное лицо, которое в данный момент находится при исполнении своих должностных обязанностей. Следовательно, ему не позволительно ни хамское, ни вызывающее поведение. Как, впрочем, и автомобилисту.
Поведение работника ГИБДД регулируется соответствующими нормативами, которые подробно изложены в Административном регламенте МВД РФ:
- сотрудник ГИБДД должен неукоснительно соблюдать закон;
- четко и грамотно выполнять свои обязанности;
- пресекать попытки правонарушения;
- однако быть при этом внимательным и сдержанным, объективным в оценке совершения гражданином правонарушения и соблюдать тактичность.
Даже если вы считаете, что остановивший вас работник ГАИ неправ, ни в коем случае не следует грубить ему. Излишняя пылкость может караться либо административным арестом сроком на 15 суток, либо штрафом в размере до 2500 рублей. Если же оскорбление было нанесено публично, то суммы штрафа возрастают до 40 000 рублей. Виновник может быть даже привлечен к уголовной ответственности и быть наказанным годом лишения свободы или 360 часами принудительных работ.
В случае если водителем были нарушены ПДД, будет достаточным заполнить свою часть протокола, составленного инспектором, а далее:
- Признать факт нарушения, получить соответствующее постановление и выплатить штраф в 70-дневный срок.
- Не признать данного факта, о чем указать письменно в протоколе. При этом на обжалование постановления водитель имеет 10 дней.
В последнем случае важно не пускаться в эмоциональные возражения, а действовать в рамках закона, быть выдержанным, но решительным в защите своих прав.
Правила общения с сотрудниками ГИБДД
Одним из наиболее распространенных случаев подачи жалоб на действия сотрудников ГИБДД, связаны с ненадлежащим поведением должностных лиц по отношению к водителям. Приказ № 664 регламентирует следующие правила общения автовладельца с сотрудниками ГИБДД:
- для устранения сомнений в личности и полномочий должностного лица ГИБДД представляются документы, а также сообщается телефон и адрес отдела, в котором проходит службу сотрудник;
- запрещаются любые формы дискриминационных действий по отношению к водителям – по половым и возрастным признакам, национальности или расы, и т.д.;
- инспектор ГИБДД вправе осуществлять аудио-, фото- и видеозапись всех процессуальных действий;
- аналогичное право водителя может быть ограничено только по основаниям указанным в законе (если сотрудник ГИБДД запрещает водителю использовать диктофон или видеокамеру, он обязан указать причины отказа в процессуальных документах);
- должностному лицу ГИБДД запрещено изымать госномера или водительское удостоверение, однако сохранена возможность отстранить от управления автомобиля по законным основаниям;
- после прохождения медосвительствования на предмет опьянения автовладельца должны доставить обратно к месту расположения автомобиля (если выявляется факт алкогольного опьянения, водитель будет принудительно отстранен от управления автомашиной на период рассмотрения административного дела).
Какие доказательства невиновности необходимо собрать
Как было сказано выше, собирать доказательства нужно с самого начала ДТП, они могут быть следующими:
- Видео и фото, на которых зафиксирована авария. Эти файлы могут быть сделаны как участниками ДТП, так и случайными фиксаторами – камеры супермаркета, видеорегистратор одного из участников, попутных машин и т.п.
- Если есть очевидцы ДТП, то необходимо взять их контакты, чтобы после их показания использовать как доказательства.
- В случае необходимости настаивать на проведении экспертизы.
- Сделать зарисовки ДТП. Если участник не согласен с фактами, изложенными в протоколе или схемой ДТП, необходимо внести свои пояснения.
Кроме средств фиксации события стоит изучить объективные факторы, которые могли стать причиной ДТП. К ним относят:
- ограниченную видимость по причине неисправности дороги, уклона и т.п.;
- погодные условия;
- наличие дорожных знаков, разметок, их состояние.
Нужно ли автовладельцу выходить из машины
С октября 2021 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.
В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.
Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:
- если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
- для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
- если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
- для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
- в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
- если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.
Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.
Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.
Основания для остановки автотранспортного средства
Начнём с азов – в каких случаях остановка вашего авто инспектором ГИБДД правомерна. Этот аспект подробно рассматривается в Приказе №0185 МВД РФ (пункт 063).
В частности, основаниями для таких действий являются следующие причины:
- вы нарушили один из пунктов ПДД, и это нарушение было зафиксировано инспектором с использованием технических спецсредств (радар, видеокамера) либо визуально;
- если у представителя власти имеется информация о возможной причастности водителя/владельца автотранспортного средства или его пассажиров к ДТП, если они подозреваются в совершении криминального/административного правонарушения. Источником такой информации может являться внутренняя ориентировка, данные, переданные дежурным, а также свидетельские показания обычных граждан (например, при совершении ДТП) или видеоданные, зафиксировавшие момент совершения правонарушения;
- если у инспектора имеются данные, указывающие, что остановленное им ТС угнано/находиться в розыске. Источником такой информации могут быть те же ориентировки, переданные дежурным оперативные данные и т.д.;
- если находящиеся в автомашине могут являться потенциальными свидетелями ДТП или любого другого правонарушения/преступления;
- если представитель власти ищет понятого, в качестве которого должно быть взято незаинтересованное (случайное) лицо;
- для выполнения инспектором ГИБДД действий распорядительно-регулировочного характера;
- если возникла необходимость в предоставлении автомашины для нужд ГИБДД либо врачей;
- для оказания неотложной помощи полицейским при исполнении или пострадавшим в ДТП лицам, а также при совершении иных правонарушений.
Отметим, что останавливать автомашину для проверки документов у всех внутри сидящих разрешается только на оборудованных постах ГИБДД (пункт 063 абзац 010 Приказа МВД).
В том случае, если началось оформление протокола, водитель вправе оставить в документе свои комментарии. Правда, перед тем как зафиксировать их на бумаге, лучше объяснить свое несогласие устно. Сотрудники ГИБДД нередко прислушиваются к доводам водителя, если они высказаны вежливо и аргументированно. При разборе той или иной ситуации лучше всего поддерживать диалог с инспектором, больше улыбаться, но не забывать объяснять свое видение происходящего. Лучше всего докажут невиновность водителя его ссылки на Правила дорожного движения или на статьи Кодекса об административных правонарушениях.
Очень помогает при доказательстве своей невиновности ссылка на работающий видеорегистратор. Запись с места происшествия или при нарушении рассматривается представителями власти и судами как неоспоримый факт.
Выходить из машины без приглашения
При остановке автомобиля сотрудниками ДПС, водитель не обязан выходить из него. Он может вести разговор и передавать требующиеся документы через опущенное стекло. Однако если сотрудник предлагает водителю выйти из транспортного средства, это обязательно нужно сделать. Такие просьбы оправданы в следующих случаях:
- требуется устранить некую неисправность транспортного средства,
- водитель находится в состоянии опьянения или выглядит больным,
- для выполнения сверки номеров агрегатов и узлов ТС с соответствующими записями в документах,
- для выполнения личного досмотра или осмотра автомобиля и перевозимого груза,
- для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Напоследок хочу напомнить вам, что на основании пункта 21 Приказа МВД, инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, согласно абзацу 1 пункта 20 Приказа МВД, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.
Естественно теоретическая подкованность автолюбителя – это далеко не всё, что нужно автолюбителю. Ему необходимо также живое общение с инспектором. Однако набивать «шишки» путём учебы на дороге — не стоит. Такая «учеба» чревата оформлением по части 1 статьи 19.3 КоАП (неподчинение законному требованию сотрудника ГИБДД) или другими неприятностями.
Также автоинспектор имеет право требовать таких действий от водителя в тех случаях, когда необходима проверка номеров агрегатов и узлов машины, поскольку автомобилист должен непосредственно присутствовать при такой процедуре. Помимо этого основаниями могут стать проведение личного досмотра, оказание при необходимости помощи другим участникам дорожного движения, а также ситуации, в которых поведение водителя угрожает безопасности сотрудника ГИБДД, остановившего транспортное средство. Остальные нормы, определяющие права и обязанности автомобилиста в случае остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД представлены следующими пунктами:
Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы сможете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.