Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие страховки ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В некоторых случаях привлечение к ответственности за езду без страховки неправомерно. Если водитель не согласен с тем, что допустил правонарушение, он вправе отразить соответствующее мнение при составлении протокола. Впоследствии судебное постановление, принятое по данному поводу, можно оспорить в течение 10 дней от даты подписания решения суда.
Случаи, когда штраф можно оспорить
Дата будет указана в уведомлении, направленном автовладельцу.
Решение о назначении штрафных санкций необоснованно при следующих обстоятельствах:
- машиной управляет иностранный гражданин, оформивший зеленую карту, — этот документ освобождает иностранцев от полиса ОСАГО, предоставляя временную гражданскую защиту;
- речь идет о новом автомобиле, купленном не больше десяти дней назад — этот срок законодательство предоставляет владельцу для заключения договора автогражданки; дата сделки купли-продажи указана в соответствующем соглашении, которое водитель обязан иметь при себе;
- у водителя есть сканированная копия электронного полиса.
Последствия езды без страховки
Заранее не знаешь, как сложится ситуация на дороге, поэтому покупка страховки помогает собственной безопасности автовладельца. Любой непредвиденный случай приводит к тому, что не только новые штрафы за отсутствие страховки принесут водителю существенные траты, но и возможна серьезная материальная ответственность за порчу чужого имущества.
Изменения штрафов за отсутствие страховки стимулируют людей, управляющих транспортным средством, приобрести страховой полис, и тогда в случае аварии ремонт поврежденной машины происходит за счет страховой компании, а не за собственные средства водителя. Сумма за ремонт пострадавшего автомобиля часто намного превосходит стоимость полиса. По этой причине своевременная его покупка является выгодной для всех автовладельцев.
Когда закон разрешает наложить штраф за отсутствие ОСАГО
Действующее российское законодательство позволяет сотрудникам ГИБДД привлекать автомобилистов к административной ответственности, если автогражданка оформлена с ошибками либо полностью отсутствует. Особенностью 2023 года может стать возможность фиксации нарушений с помощью видеокамер. Как ожидается, они будут оснащаться специальным программным обеспечением, которое сверяет госномера транспортных средств с базой РСА. Если на какой-то автомобиль не оформлена страховка, его владельцу будет прислано уведомление о штрафе за отсутствие ОСАГО.
Штраф без полиса ОСАГО в 2023 году не выписывается таким категориям граждан:
- Автомобили оформлены за пределами Российской Федерации при наличии «зелёной карты»;
- Транспортное средство не является колёсным (имеет санный, гусеничный либо полугусеничный ход);
- Конструктивно максимальная скорость езды ТС не превышает 20 км/ч;
- Владельцы прицепов для легковых автомобилей.
Что делать, если у виновника ДТП нет обязательной автостраховки?
Сразу после аварии необходимо запросить у виновника полис и проверить его через базу данных на сайте РСА. Если страхования нет или оно фальшивое, то виновник обязан будет платить пострадавшим самостоятельно.
Если у одного из участников по какой-то причине нет автогражданки, обязательно нужно дождаться ГИБДД и оформлять происшествие при них. Европротокол не подходит.
Когда будет вынесено постановление о том, кто виновен в ДТП, необходимо:
- Взять паспортные данные нарушителя.
- Утвердить сумму возмещения или порядок исправления ущерба.
- Оговорить, в какие сроки нужно выплатить деньги или отремонтировать повреждения.
- Составить расписку, указав в ней все условия сделки и сроки.
- После получения денежных средств или ремонта написать ответную расписку о том, что претензий к нарушителю больше нет.
Разногласия можно уладить и без суда, если ситуация очевидна. Достаточно договориться прямо на месте и составить расписку.
Кстати, если в ДТП пострадали или погибли люди, то даже при отсутствии у виновника автогражданки можно получить компенсационную выплату. Для этого нужно обратиться в Российский союз автостраховщиков с соответствующим заявлением.
Если нарушитель пропал после оформления расписки или отказывается платить, то придется отсылать ему досудебную претензию с требованием возместить нанесенный ущерб. К ней необходимо приложить все документы, включая оценку стоимости восстановления, чеки, постановления и т.д. Если никакой реакции не последовало, то надо подавать иск в суд, приложив все те же документы, что и в досудебной претензии.
Изменения в КОАП в связи с выпуском на линию неисправного транспорта
На портале нормативно-правовых актов опубликован проект изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в случае выпуска на линию транспортных средств в нарушение установленных требований, а именно: с неисправностями, при наличии которых эксплуатация запрещена, с нарушением требований о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, транспортного средства не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего технический осмотр, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками.
Дата начала публичного обсуждения 16 января 2021 г.
Дата окончания публичного обсуждения 5 февраля 2021 г.
Ответственный за разработку Енин Андрей Александрович
Электронный адрес для отправки своих предложений
Почтовый адрес для отправки своих предложений 109012, Москва, ул.Рождественка, д.1, стр.1
Краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования:
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Приказом Минтранса России от 8 августа 2021 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2021 г., регистрационный № 52861) (далее – приказ Минтранса России № 296) установлено, что предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее – контролер). Статьей 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб. Одновременно часть 3 статьи 12.31.1 КоАП устанавливает административную ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Приказом Минтранса России № 296 установлены требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, в том числе установлен перечень неисправностей, проверяемых контролером при выпуске на линию транспортных средств, с целью исключения возможности их выпуска на линию в технически неисправном состоянии. Учитывая изложенное, в целях исключения конкуренции норм права, а также в целях уточнения административной ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц при осуществлении ими выпуска на линию транспортных средств, подготовлен проект федерального закона.
Санкции, предусмотренные изменением в КОАП достаточно строгие:
— выпуск на линию ТС с неисправностями, при наличии которых эксплуатация запрещена, а равно с нарушением требований о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния — штраф на контролера технического состояния АТС в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей;
— в случае неисправной тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда), а также с внесенными в конструкцию транспортного средства изменениями без соответствующего разрешения — штраф на контролера технического состояния ТС или контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта в размере десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей;
— выпуск на линию ТС с установленными на нем без разрешения устройствами для подачи спец. сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности спец. цветографическими схемами автомобилей оперативных служб, с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют установленным требованиям — штраф на контролера технического состояния ТС или контролера технического состояния ТС городского наземного электрического транспорта в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей;
— выпуск на линию ТС, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего технический осмотр, — штраф на должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию ТС, в размере от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей;
— выпуск на линию ТС с заведомо подложными государственными регистрационными знаками — штраф на должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей;
— повторное совершение административных правонарушений — наложение штрафа на указанных должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или их дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц – наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок от тридцати суток до девяноста суток.
За перечисленные административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.».
Изменения вступят в силу через год со дня официальной публикации.
Срок действия заявления инспектора ГИБДД на получение страховки
Наложить штраф за отсутствие полиса может только сотрудник ГИБДД, остановивший автомобиль. Насколько велика забывчивость или незнание закона, напрямую зависит от причины, по которой водитель не может предъявить полис.
Выберите компанию, которая имеет офис в вашем или близлежащем городе, зайдите на их официальный сайт, зарегистрируйтесь и попробуйте застраховаться. Если что-то не сработает, выберите другую страховую компанию и повторите процедуру.
В России в 2022 году исполняется 18 лет с момента введения обязательного страхования гражданской ответственности всех водителей.
Выберите компанию, которая имеет офис в вашем или близлежащем городе, зайдите на их официальный сайт, зарегистрируйтесь и попробуйте застраховаться. Если что-то не сработает, выберите другую страховую компанию и повторите процедуру.
Лучший способ избежать штрафа за отсутствие полиса — иметь официальную страховку. Помимо защиты от штрафов, официальный полис гарантирует страхование ответственности в случае аварии.
У водителей есть возможность существенно сэкономить в течение двадцати дней после получения штрафа. Введение этой меры в рамках закона очень выгодно для автовладельцев, так как штраф снижается на 50%.
Онлайн-издание «Выберу.ру». Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Выберу.ру».
Не только штраф: Автоюрист раскрывает последствия вождения без страховки третьего лица
Но на ум приходят примеры, которые мы видели у наших зарубежных коллег. Это продолжительность использования транспортного средства и частота использования. С помощью телематики можно проследить за стилем вождения мотоциклиста. Косвенными факторами являются наличие у автовладельца семьи и другого имущества.
Правила дорожного движения гласят, что каждый водитель обязан иметь при себе и предъявлять по первому требованию сотрудника Госавтоинспекции все документы на автомобиль, среди которых должна быть и страховка. Если у владельца транспортного средства нет полиса гражданской ответственности, он обязан заплатить штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).
Было бы ошибкой менять всю систему сразу. Тогда стоимость полиса резко изменится. Поэтому центральный банк делает все постепенно. В частности, они постепенно расширяют тарифный коридор. За последние годы он расширился на 30% вверх и вниз.
Он работал корректором в издательстве, специализирующемся на экономической периодике, и писал статьи для специализированных журналов по управлению персоналом. С 2016 года работает на Рамблере.
Обратите внимание, что штрафа можно избежать, если водитель предоставит сотруднику ГИБДД серию и номер страхового полиса для проверки страховки по базе данных.
Я участвовала в литературных конкурсах и делала заметки для туристических сайтов. В 2011 году я решила попробовать себя в журналистике и начала работать в издательстве, освещающем проблемы Кавказа. Но правила дорожного движения не включают ДВТ в список обязательных документов.
За счет увеличения штрафа планируется сократить число водителей, которые ездят с поддельным полисом, купленным за 1-2 тысячи рублей или вообще без страховки.
О том, какой штраф предусмотрен за езду без страховки в 2021 году, как долго можно ездить без полиса и фиксируют ли дорожные камеры его отсутствие — в материале РИА Новости.
В России автострахование делится на два вида: обязательное и добровольное. Согласно закону, каждый водитель обязан заключить договор страхования гражданской ответственности. Вождение автомобиля без страхового полиса является нарушением закона и влечет за собой наказание.
Даже если полис зарегистрирован, это не гарантирует защиту от штрафов. Документ должен быть у вас на руках, и вы должны будете предъявить его в случае проверки. Если ваш полис гражданской ответственности оформлен в электронном виде, вы должны предъявить его сотруднику ГИБДД на своем телефоне или другом носителе (планшет, ноутбук). Если вы этого не сделаете, вы можете быть оштрафованы на 500 рублей.
Статья12.37, пункт 2 Согласно этой статье, лицо, управляющее транспортным средством с просроченным полисом, подлежит штрафу. Страховка с истекшим сроком действия автоматически аннулируется. Поэтому де-юре управление автомобилем с просроченной ответственностью перед третьими лицами приравнивается к управлению незастрахованным автомобилем.
Во-вторых, чтобы правонарушения повлияли на стоимость «автостраховки», водитель должен быть обязательно остановлен инспектором дорожной полиции. «Наконец, хотя нововведения официально приняты, страховщикам еще предстоит разработать правила доступа к базе данных ГИБДД, а также дождаться решения правительства.»
Водители часто спрашивают, могут ли их оштрафовать, если полис оформлен в электронном виде, а печатной версии у них с собой нет.
Повторный штраф за управление ТС без ОСАГО
Законодательство, предусматривая взыскание штрафа за езду без страховки, не устанавливает интервал их наложения. Теоретически, если водитель незастрахованной машины был оштрафован на одном посту ДПС, то ничто не мешает сотрудникам другого поста наложить на него аналогичное взыскание. При этом не важно, сколько времени прошло между этими двумя проверками водительских документов – сутки или 10 минут.
Мнение эксперта
Мария Мирная
Страховой эксперт
Калькулятор ОСАГО
Ещё большими проблемами для нарушителей ФЗ №40 грозит введение штрафов за ОСАГО с камер видеофиксации. Теоретически, владелец машины без ОСАГО сможет за одну поездку по городу «насобирать» взысканий за одно и то же правонарушение на несколько тысяч рублей.
Особенности ОСАГО для юридических лиц
Условия приобретения полиса для юр. лиц такие же, как и для обычных граждан. Организация вправе сама решить приобретать привычный бумажный полис или купить полис ОСАГО в электронном виде. Действия при наступлении аварии, размер максимальных выплат для организаций такие же, как и для физ. лиц. А вот порядок оформления, расчет некоторых показателей имеет существенные отличия:
- Договор должен быть оформлен на каждую единицу техники, принадлежащей компании.
- Базовый тариф для легковых автомобилей, принадлежащих компаниям иной, чем для физических лиц.
- Список водителей в договоре не указывается, поле прочеркивается, ставится галочка “без ограничений”. Соответственно коэффициент, определяющий возрастом и стажем водителя, на стоимость не влияет, вместо него применяется Ко (коэффициент ограничений), что приводит к удорожанию договора на 87%.
- Срок действия “автогражданки” и период использования ТС внутри срока действия для коммерческих предприятий всегда год. Исключением могут являться только спец. техника, имеющая сезонный характер работ. Такие машины имеют не ПТС, а ПСМ и регистрируются в Госгортехнадзоре, а не в ГАИ. То есть, если снегоуборочная машина имеет ПТС, в которой указана категория С, принадлежит юридическому лицу, оформить ОСАГО с периодом использования менее года на такой транспорт правила ОСАГО запрещают.
- К(бм) – это скидка или надбавка за безаварийную езду. Каждому страхователю присвоен свой класс и показатель. Он зависит от количества лет безаварийного вождения, нет аварий- скидка больше. Если договор заключает организация, значение К(бм) присваивается не водителям, а самому юр. лицу, то есть если в ДТП побывало одно ТС, а их в автопарке 12, вычисляется среднее значение, ко всем применят надбавку.
- К (т) – или территориальный коэффициент, устанавливаемый для граждан по прописке, для юридических – по месту регистрации транспортного средства.
- Страхование ОСАГО онлайн доступно для юридических лиц.
Когда штрафа за езду без полиса нет?
Если у транспортного средства иностранная регистрация и есть «Зеленая карта», санкций не будет. Эта карта является альтернативой ОСАГО, она действительна в 48 странах. Документ будет нужен, если водитель оказался в ДТП в чужой стране. По нему будет выплачена компенсация.
Другая ситуация, когда штраф за отсутствие страховки ОСАГО на автомобиль не выписывается, – если авто было куплено меньше чем 10 дней назад. По закону в этот период можно использовать транспортное средство даже без документа из страховой. Точная дата, когда наказание будет возможно, определяется по договору приобретения ТС.
Есть и еще ситуации, когда штраф не выписывается:
- максимальная скорость ТС – 20 км/ч;
- техника является собственностью вооруженных сил;
- это небольшой прицеп, который находится в собственности частного лица.
Штрафное взыскание за использование ОСАГО в непредусмотренный временной период
Страхователь может купить полис с условием о сезонном использовании ТС в течение 3 или более месяцев. Например, если планируется ездить только летом – с июня по август. Тогда эти месяцы нужно указать в блоке 4 заявления, которое подается в целях заключения договора ОСАГО, по форме, представленной в Приложении 2 к Положению ЦБ № 431-П от 19-го сентября 2014-го года.
При этом страховщик рассчитает премию в представленном случае с учетом коэффициента КС (например, если пользоваться машиной только 3 месяца в году, КС будет равен 0,5 – см. Указание Центробанка № 5000-У от 4-го декабря 2018-го года).
Соответственно, езда на машине не в те месяцы, которые были указаны страхователем в заявлении, повлечет за собой наложение взыскания за езду без ОСАГО размеров в 500 рублей по все той же ч. 1 ст. 12.37. КоАП.
Снова-таки, за данный проступок привлечь собственника машины нельзя – ответственность несет исключительно водитель (или водитель и собственник в одном лице).
Полис покрывает ущерб, нанесенный виновником ДТП. В перечень ситуаций, за которые положено возмещение, входят:
- Вред имуществу (повреждение транспорта, домов, заборов, объектов инфраструктуры и даже личных вещей, а также вред сельскохозяйственным, домашним или диким животным).
- Вред здоровью или жизни людей.
- Дополнительные расходы потерпевших, связанные с причиненным вредом.
Страховщик может выплатить до 400 000 рублей за имущественный ущерб и до 500 000 рублей – за вред жизни и здоровью. Однако если фактические расходы окажутся больше, то виновнику все равно придется доплачивать пострадавшим. Впрочем, можно защитить свой кошелек более надежно. Для этого достаточно оформить ДСАГО (то есть полис добровольного страхования ответственности) – по нему возмещение может быть в десятки раз выше.
В соответствии с п. 2 статьи 6 Закона об ОСАГО исключениями из страхового риска является:
- причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
- причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
- причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
- загрязнения окружающей среды;
- причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
- причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
- обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
- причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
- причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
- повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
- причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при их перевозке, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.