Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единственное жилье при банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Банкротство — единственный законный способ освобождения от долгов, а самый верный способ сохранить имущество должника — избежать банкротства. Все недвижимое имущество должника включается в конкурсную массу и подлежит реализации с торгов.
Анна Маджар, руководитель практики банкротства адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»:
— Ситуации, при которых у должника может быть изъято единственное жилье, встречаются в настоящее время довольно часто. Это возможно в случае, если суд установит в действиях должника признаки недобросовестного поведения и злоупотребления правом. В частности, это могут быть попытки уклониться от исполнения обязательств по оплате долга, создание видимости наличия обстоятельств, препятствующих обращению взыскания на единственное жилье, и действия по сокрытию имущества от обращения на него взыскания. При рассмотрении дела негативными факторами для суда будут являться факты, свидетельствующие, что должник искусственно придает квартире статус единственного жилья: например, никогда не проживал ранее в квартире, а регистрируется в ней уже в рамках процедуры банкротства; либо добровольно отказывается от права пользования жилым помещением, а впоследствии пытается доказать, что она является его единственным жильем. Также однозначно суд не оставит должнику единственную квартиру, но приобретенную за счет денежных средств, полученных преступным путем, что установлено соответствующим приговором суда.
Еще один существенный момент, который будет учитывать суд при определении возможности оставить единственную квартиру должнику, это то, насколько непосредственные характеристики квартиры, такие как ее площадь, стоимость, месторасположение, размер коммунальных платежей и т. д., соответствуют уровню нормального существования гражданина. Все чаще в судебной практике стали встречаться случаи, когда кредиторы взамен единственной большой дорогостоящей квартиры принимают решение о приобретении для должника квартиры, соответствующей минимально допустимым нормам в соответствующем регионе, а дорогую продают в рамках дела о банкротстве.
В случае злоупотребления правом суд может лишить должника исполнительского иммунитета в отношении его единственного (роскошного) жилья
Очень часто должники совершают действия, направленные на создание формальной видимости наличия у них только одного жилого помещения (выводят квартиры, формально регистрируются по другому месту жительства, регистрируют в квартире родственников, фиктивно расторгают брак и т.п.). После чего они просят суд распространить на такое (порой роскошное) жилье исполнительский иммунитет.
Такие действия суды расценивают как злоупотребление правом и лишают должника исполнительского иммунитета в отношении его якобы единственного жилья. Часто в обоснование такого решения суды ссылаются на то, что у должника нет доходов, позволяющих содержать элитное жилье.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 29.11.2018 N 305-ЭС18-15724 (дело Фрущака), при рассмотрении спора об исключении из конкурсной массы должника единственного пригодного для проживания помещения арбитражный суд должен исследовать доводы кредиторов о недобросовестности должника и злоупотреблении с его стороны правом в виде создания ситуации, когда дорогостоящий объект недвижимости получает статус единственного пригодного для проживания помещения, что недопустимо.
Ссылки на данную правовую позицию стали появляться во многих судебных актах.
А вот как описывается подобная ситуация в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2020 по делу N А40-60908/2016: “Вывод же суда апелляционной инстанции о том, что злоупотребление правом со стороны должника и его намерение причинить ущерб кредитору не должно вступать в противоречие с конституционным правом должника на жилище, не основан на положениях Закона о банкротстве, правовой позиции Верховного Суда РФ. Ситуация, при которой жилое помещение формально становится единственным пригодным для проживания должника в результате совершения должником действий, направленных на вывод ликвидного имущества из конкурсной массы и причинение тем самым вреда имущественным правам кредиторов, является злоупотреблением правом со стороны должника по смыслу ст. 10 ГК и исключает применение исполнительского иммунитета в отношении спорного имущества”.
Будет ли продано единственное жилье при банкротстве?
Могут ли отобрать единственное жилье за долги — вопрос очевидный. За исключением редких случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством, продать такой объект не получится. Он останется в собственности должника. Даже если у него нет иной собственности, за счет которой возможно исполнение обязательств перед кредиторами.
Забрать единственное жилье за долги и, впоследствии, реализовать его с торгов могут только если оно куплено в ипотеку. В 2021-2022 годах начала появляться судебная практика, согласно которой продавалась единственная жилая недвижимости, при условии, что ее площадь явно превышает потребности семьи должника. При этом ему приобретался иной объект, соответствующий действующим нормативом. Точку в спорах на тему “могут ли банки забрать единственное жилье” поставил Конституционный суд в постановлении №11-П.
Как банкроту сохранить квартиру?
Есть несколько способов сохранить жилую недвижимости:
- Договориться с кредиторами. Например, предложить реструктуризацию. В ряде случаев это позволяет закрыть долг, не прибегая к процедуре банкротства.
- Продать жилье заранее. Не стоит массово использовать данный метод — он слишком рискованный. Сделка может быть отменена, а продавец — привлечен к ответственности за сокрытие имущества.
- Заключить брачный договор. О нем необходимо предупреждать всех кредиторов. Рекомендуется оформлять его заранее, в противном случае он также может быть признан фиктивной сделкой.
- Зарегистрировать на территории жилья детей и супруга. Если есть возможность выделить им свои доли в собственность — шансы на сохранение объекта возрастают.
Что если единственное жилье куплено в ипотеку?
Несмотря на неприкосновенность единственного жилья, для ипотеки предусмотрены свои правила. Ипотека это ничто иное как залог жилья, а на залоговое жилье не распространяется ст. 446 ГПК РФ. Ипотечная квартира, по общим правилам банкротства будет продана с торгов, а вырученные деньги пойдут на погашение долгов. Спасти ипотечную квартиру тем, что там прописаны дети, что большая часть ипотеки уже погашено и прочее не удастся.
Важно! В нашей компании выработаны два способа позволяющих спасти ипотечную квартиру при разрешении кредитных споров:
-
Если помимо квартиры есть иное имущество которое можно реализовать с торгов то есть большая вероятность в суде исключить ипотечную квартиру из торгов.
-
Вместо банкротства провести реструктуризацию долгов. В таком случае общая сумма долгов уменьшается, гражданин погашает долг посильным платежом, а имущество не реализовывается.
Что будет, если продал или подарил единственное жилье?
В рамках процедуры банкротства все сделки совершенные за последние 3 года рассматриваются на предмет злоупотребления своими права.
Иначе говоря, Арбитражный управляющий обязан проверить сделки на наличие одного из двух составляющих недобросовестности гражданина:
-
На момент сделки у гражданина уже имелись признаки неплатежеспособности, то есть гражданин уже понимал, что не может погашать свои долги своевременно. Обычно таким признаком является наличие просрочек по долгам и потеря работы.
-
Из сути сделки усматривается, что она совершена с целью лишить кредиторов права на погашение долга с продажи имущества. Такими признаками являются: продажа по заниженной цене, продажа близким родственникам, продажа в период когда уже имелись просрочки.
Залоговое имущество при банкротстве
Если у Вас есть в собственности ипотечная квартира или недвижимость, которая по каким-то причинам пребывает под залогом в банке — скорее всего, ее продадут. Даже если ипотечное жилье является единственным — все равно, суд обязан взыскать и продать его.
Продажа имущества при банкротстве физических лиц осуществляется в рамках процедуры реализации имущества. Финуправляющим назначается дата проведения торгов, в результате которых произойдет продажа имущества. Вырученные средства передаются кредиторам.
Как обезопасить себя от продажи ипотечного жилья? К сожалению, никак. Обычно такие квартиры и продаются в первую очередь, и банк, выдавший ипотеку, получает свои деньги обратно. Единственный вариант — не доводить дело до банкротства, постараться добиться реструктуризации долгов, но это возможно лишь при наличии стабильного и относительно высокого дохода.
Никогда не пытайтесь скрыть свое имущества от суда, кредиторов и финуправляющего противоправными методами. Последствия будут плачевны — и имущество найдут и продадут, и долги не спишут.
Залог при банкротстве физического лица — это всегда сложности при проведении процедуры. Как выкрутиться в такой ситуации? Только лишь погасить залоговый кредит и вывести имущество из под обременения, другого пути нет.
Иногда изъятия единственного жилья удается избежать, если за будущего банкрота поручается другой человек или организация. Но пока что институт поручителя при банкротстве не отработан. И жилье, как правило, изымают и продают.
Перечень имущества, которое остается при банкротстве
Законом установлена собственность, которая не может быть изъята и распродана:
- Единственное жилье. Сюда относят квартиру, дом с участком, на котором он стоит. Если у должника одна квартира, в которой он прописан и проживает один или с семьей, то изымать запрещено.
- Автомобиль или другой транспорт, если он является источником основного заработка. Например, если должник работает в такси или курьером, то машина не будет включена в конкурсную массу. Важное примечание, должник должен быть официально устроен на работу в такси, либо курьерской службе. Также авто не могут забрать, если оно необходимо для передвижения инвалида. Если таких обстоятельств нет, либо машина находится в залоге, машину заберут при банкротстве.
- Бытовая техника, необходимая для обеспечения нормальной жизни: холодильник, плита, стиральная машина. телевизор, компьютер.
- Деньги в размере прожиточного минимума в расчете на должника и его иждивенцев.
Оспаривание торгов при банкротстве
При проведении торгов, связанных с реализацией имущества банкрота, могут быть допущены те или иные нарушения. Кто-то из участников, кредиторов или же сам должник может быть не согласен с проведенными торгами. В таких случаях всегда можно оспорить торги при банкротстве.
При определенных нарушениях при оспаривании торгов они могут быть признаны недействительными.
Для оспаривания торгов необходимо подготовить заявление в суд. Заявление может быть подано любым заинтересованным лицом. Если суд признает торги недействительными, то автоматически является недействительным и договор, заключенный по результатам торгов.
Заявление об оспаривании торгов подается в рамках дела о банкротстве.
Важно не ждать какого-то момента для оспаривания торгов, а оспаривать торги, если Вы не согласны. Иногда, заинтересованные лица не оспаривают торги, а в дальнейшем ссылаются при рассмотрении других дел на то, что торги являются недействительными, так как были допущены нарушения, при этом ранее торги не оспаривалось. В таком случае это будут лишь доводы заинтересованного лица без подтверждения того, что торги являлись недействительными, поскольку должно быть решение суда по соответствующему вопросу.
Имущество детей и родственников при банкротстве физического лица
При банкротстве родителей движимое и недвижимое имущество, принадлежащее детям на основании права собственности, не может выставляться на торги. Например, это может быть доля в квартире бабушки, которая была получена ребенком в дар или по наследству.
В отношении вещей, принадлежащих детям и родственникам должника, действует общее правило, закрепленное федеральным законодательством — по своим долгам гражданин должен отвечать личным имуществом. Ситуация осложняется, если физическое лицо является, например, долевым собственником.
Например, должник, его мать и брат владеют земельным участком и домом на правах долевой собственности. Имущество им перешло по наследству после смерти отца, соответственно, каждому собственнику принадлежит 1/3 от общего имущества.
В случае признания должника банкротом на продажу будет выставляться только его доля недвижимости. При этом продать такую собственность затруднительно, и часто она просто сохраняется за гражданином после закрытия процедуры несостоятельности.
Закон не запрещает родственникам и супруге должника участвовать в торгах. Этот вариант наиболее выгоден для должника, так как позволяет выкупить реализуемое имущество за небольшую цену в единоличную собственность.
Как сохранить максимум имущества
Рекомендуем не предпринимать самостоятельных действий для «сохранения» жилья. В панике должники переписывают имущество на родственников, распродают, пытаясь спрятать от кредиторов. Не совершайте таких ошибок. Конкурсную массу нужно уменьшать только законными способами:
-
правильно определить перечень имущества, который не попадает под изъятие;
-
попробовать договориться о реструктуризации задолженности, что позволит не прибегать к реализации имущества;
-
подать на банкротство раньше кредиторов и обратиться к лояльно настроенному АУ. Он не пойдет против закона, но будет стремиться сохранить максимум имущества за банкротом;
-
заранее подготовить чеки и иные доказательства, что некоторые вещи принадлежат не должнику, а его родственникам.
Какое жильё считается единственным?
К единственному жилью относят жилую недвижимость, которая находится в собственности гражданина. Это может быть частный дом, квартира или комната. Основной акцент здесь нужно делать на слове «жилая». Какая недвижимость относится к жилой, подробно рассказывается в ст. 16 и 22 ЖК РФ.
Согласитесь, владелец апартаментов — это звучит круто и солидно. Но на самом деле человеку, который купит апартаменты, не позавидуешь — потому что с юридической точки зрения это не жилая, а коммерческая недвижимость. Дело не только в том, что содержать апартаменты дорого. Если вдруг дойдёт до процедуры физбанкротства, апартаменты заберут у физлица и продадут. Ст. 446 ГПК не сможет их защитить, даже если фактически такая недвижимость более пригодна для проживания, чем любая квартира в «коммуналке».
В последнее время появилась возможность перевести некоторые нежилые помещения в статус «Жилое». А значит, появится возможность прописаться в таком помещении. Для сохранения в банкротстве такой недвижимости в качестве единственного жилья, рекомендуем в ней прописаться. Так как в выписке из ЕГРН будет отображена вся история регистрационных действий, факт прописки станет дополнительным доказательством в защиту единственного жилья.
Статус единственного жилья не зависит от того, проживает ли там должник постоянно и прописан ли там вообще. Важно только право собственности. То есть гражданин может, например, жить с мамой, а свою единственную квартиру сдавать в аренду. Даже при том, что, лишившись квартиры, он явно не останется «на улице», его квартира будет иметь исполнительский иммунитет.
Понятие «единственного жилья»
Признаком жилища является его изолированность и пригодность по пожарным, санитарным и другим нормам. Жилье представляет собой недвижимость. Это квартиры в многоквартирных домах, комнаты, частные дома или их части. Единственным жильем считается объект капстроительства, который выступает для жизни определенного лица и его семьи единственным пригодным и возможным.
К членам семьи согласно Жилищному кодексу РФ относят:
- супруга(гу);
- детей;
- родителей.
Иные лица (бабушка, брат, тетя и пр.) являются родственниками, хоть и живут с должником в одном доме.
Иждивенцев, родственников и прочих граждан в некоторых обозначенных случаях могут приравнять к членам семьи (по судебному решению).
Ограничения на единственное жилье
Так как единственная недвижимость банкрота, которая не находится в залоге из конкурсной массы исключается, ограничения по запрету заключения сделок на нее не распространяются.
В ходе банкротства должник имеет право продать или обменять объект недвижимости, а на вырученные деньги купить новый. Однако нужно учитывать следующие моменты:
- если цена новой квартиры или дома окажется выше стоимости проданной, судья задастся вопросом — откуда средства у банкрота и почему он не гасит ими часть долга перед кредиторами;
- если цена нового жилья меньше чем цена проданной недвижимости, то кредиторы не имеют права претендовать на остаток суммы (этими деньгами банкрот может распоряжаться и тратить на свое усмотрение);
- не нужно злоупотреблять своими правами и спасать имущество от реализации – дарить единственную жилплощадь до банкротства, потом покупать другое жилье и объявлять его единственным (эту схему просто выявить, но должнику за нее будет грозить признание в фиктивном банкротстве).
Минэк выступает на стороне должников в вопросе продажи единственного жилья
Минюст давно работает над законом, который позволил бы продавать в счет оплаты долгов единственное жилье должника, если оно относится к категории роскошного, но его постоянно отправляют на доработку.
Сейчас Минэкономразвития предложило свои критерии понятия «единственное жилье», которое можно будет продавать за долги. Ведомство предлагает запретить такую продажу, если долги у физ. лица возникли перед банками и МФО. Но эксперты считают, что должников чересчур защищают.
В итоге Минэк предлагает дать право требовать продажу такого жилья только кредиторам-физ. лицам должника — физ. лица. Объяснение такое: поскольку речь идет о праве гражданина на жилище, которое гарантировано Конституцией, то это право можно ограничить только в интересах равного субъекта, то есть по требованию физ. лица, который выступает непрофессиональным кредитором и не может просчитать риски невозврата денежных средств.
Кредиторы – юр. лица — это профессиональные кредиторы, у которых риски невозврата займов изначально «заложены» в цену кредита, выраженную через процентную ставку.
Кроме того, в поправках от МЭР отмечено, что единственное жилье, которое должник купил или получил в наследство более трех лет назад, вообще нельзя изымать и продавать.
Министерство также предложило критерий для определения роскошности жилья, которое можно будет продать в ходе банкротной процедуры. Федеральный норматив площади жилья на одного человека — должника (и его семьи) МЭР предлагает определить так: самый высокий показатель нормы жилой площади в регионах, умноженный на коэффициент 3.
Например, норма в регионе — 18 квадратов на одного человека, семья состоит из 4 человек. Умножаем 18 на 3 и получаем 54 квадрата на одного человека. И 216 квадратов на четверых. Если квартира 180 квадратов — ее трогать нельзя. Только при превышении этого норматива жилье можно будет признать роскошным и реализовать.