Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обратиться в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ? Схематичная инструкция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обжалуйте решение в арбитражном суде в течение трех месяцев с даты, когда сотрудники ФАС изготовят его. На это у контролеров три дня. Копию решения возьмите в ФАС или получите по почте. Такие правила установлены в пунктах 3.34 и 3.38 регламента из приказа ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14.
С какими жалобами обращаются в ФАС
Каждый гражданин может направить просьбу восстановить или защитить нарушенные права, свободы или интересы, свои личные или других лиц. Это называется жалобой. ФАС обязан рассмотреть такие обращения по антимонопольному и рекламному законодательству, контрактной системе, закупке товаров, услуг, работ отдельными субъектами хозяйствования, а также по законодательству, регламентирующему градостроительную деятельность. Срок обжалования решений ФАС – 5, 7 или 30 дней, в зависимости от вида жалобы. Компетентный орган рассмотрения – центральный аппарат или территориальный орган. В этих вопросах банк решений ФАС очень кстати. С его помощью можно проконтролировать ход рассмотрения и определить, достаточно ли предпринятых мер или есть смысл судебного оспаривания. Выбор подведомственности споров и подготовка полного комплекта документов могут вызывать трудности. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» сэкономит ваше время и возьмет организационные вопросы на себя, а также подготовит грамотную, аргументированную жалобу.
Сроки рассмотрения и принятия судом решений
С момента, когда выдано предписание или принято решение антимонопольным органом, на него можно подать жалобу в течение трех месяцев. Аналогичный срок обжалования действий и бездействия ФАС в арбитражном суде. Дата изготовления судебного решения совпадает с датой его принятия. Для составления полного текста документа отводится десять дней с момента провозглашения резолютивной части. Если обжалование решения ФАС в арбитражном суде имеет отношение к антимонопольному законодательству, оно оглашается сразу. Все стороны процесса получают экземпляры. Истечение срока исковой давности начинается с момента, кода субъект хозяйствования узнал о нарушении своих интересов. Наличие уважительных причин пропуска позволяет восстановить срок обращения, что исключено во внесудебном порядке. Для обжалования в апелляционной инстанции отводится один месяц с момента принятия решения судом первой инстанции. На официальном сайте ФАС подача жалобы и способы оспаривания описаны максимально детально.
Пример: заявление в последний день трехмесячного срока
Заказчик обжаловал в арбитраже решение УФАС о нарушении законодательства по закупкам. Специалисты антимонопольной службы в суде заявили, что заказчик нарушил трехмесячный срок обжалования: УФАС подписало документ 5 мая, а заказчик подал жалобу 5 августа. По мнению контролеров, срок истек 4 августа. Однако суд пришел к выводу, что заказчик не нарушил процессуальный срок, и рассмотрел заявление.
Судья разъяснил, что срок отсчитывают с даты, которая следует за днем, когда ФАС решила, что заказчик нарушил закон. В случае из примера – с 6 мая. Поэтому и срок, до которого заказчик вправе обжаловать решение, – 5 августа. Об этом сказано в части 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В качестве довода судья привел пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 года № 99 (решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23 ноября 2015 г. № А59-3600/2015).
Вместе с заявлением подайте в суд документы:
- текст решения ФАС;
- уведомление, что вручили заявление и документы ответчику. Если нет уведомления, приложите почтовую квитанцию, расписку получателя или другие документы (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 года № 11);
- платежку об уплате пошлины;
- документы, которыми подтвердите требования: копии конкурсной документации, проекта контракта и другие;
- копию свидетельства о государственной регистрации юрлица;
- документы, которыми подтвердите право подписать заявление, – приказ о назначении, доверенность;
- документы о досудебном обжаловании вместе с заявлением подавать не нужно – решение комиссии возможно обжаловать только в суде согласно пункту 3.34 регламента из приказа ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14;
- выписку из ЕГРЮЛ. Получите документ не ранее чем за 30 дней до того, как обратитесь в суд. Можете использовать сервис на сайте ФНС.
Подайте документы в арбитраж в письменном или электронном виде. Требования к заявлению перечислены в частях 1 и 2 статьи 126 и частях 1 и 2 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:
- Через арбитражный суд.
- В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.
Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Гражданский кодекс РФ.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
- 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
- Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.
Жалоба в ФАС: порядок оформления
Обязательные условия оформления жалобы в ФАС регламентируются главой 6 ст. 105 Федерального закона 44-ФЗ.
В исковом заявлении истец должен:
- Указать полные реквизиты (почтовый адрес, контактный телефон/факс, банковские реквизиты, электронный адрес,
- Зафиксировать регистрационный номер аукциона, на котором было произведено правонарушение,
- Подробно описать сложившуюся ситуацию с указанием ошибочных действий лиц, причастных к участию в тендере,
- Привести аргументы в пользу доказательной базы с соответствующей ссылкой на правовую базу,
- Приложить к письму пакет документов, имеющих отношение к спорному моменту — копии тендерной документации, копии уведомления об отказе, копии предписания.
- Подать жалобу в территориальный орган ФАС лично в двух экземплярах с отметкой о дате регистрации заявления, либо с помощью заказного письма с уведомлением.
Подводя итог вышесказанного, подача жалобы в ФАС — достаточно щепетильный процесс, содержащий много подводных камней и тонкостей. Слабая юридическая подкованность, приведение недостаточно убедительных аргументов может привести к отказу в удовлетворении предъявленных требований. Мы рекомендуем воспользоваться помощью профессиональных юристов, имеющих опыт в решении данных вопросов.
Оспаривать решения ФАС по вопросам госзакупок вправе как поставщики, так и заказчики. Это мощный инструмент, которым нужно пользоваться при отстаивании своих интересов и восстановлении прав. В нашем законодательстве нет четкого списка оснований для направления жалобы.
Согласно ч.1 ст.52 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия/бездействия ФАС можно обжаловать двумя путями:
- Через арбитражный суд.
- В коллегиальном органе антимонопольного ведомства.
Чтобы изучить процесс оспаривания решений ФАС, нужно обратиться к законодательной базе:
- 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Гражданский кодекс РФ.
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) – дает алгоритм судебного разбирательства.
- 44-ФЗ и 223-ФЗ – подробная инструкция по осуществлению всех видов государственных и корпоративных закупок.
- Обзор по вопросам судебной практики, возникшим в ходе дел о защите конкуренции в суде, утвержденный Президиумом Верховного суда от 16 марта 2016 года.
Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.
Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:
- Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
- Контроль за соблюдением данного законодательства.
- Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
- Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
- Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
- Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.
Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:
- Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
- Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
- Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
- Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
- Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
- Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.
Образец заявления об оспаривании решения ФАС
В Арбитражный суд Свердловской области
ЗАЯВИТЕЛЬ:
ООО
г Екатеринбург, ул. Машиностроителей
ЗАИНТЕРЕССОВАННОЕ ЛИЦО:
Управление Федеральной антимонопольной службы
по Свердловской области.
г. Екатеринбург, ул. Московская, 11.
Заявление
о признании недействительным решения антимонопольного органа
На официальном сайте Российской Федерации по адресу: Территориальном управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области было размещено извещение о проведении запроса котировок.
Предметом запроса котировок являлось — оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на территории Свердловской области для нужд Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, начальная (максимальная) цена Контракта – 29 669 (Двадцать девять тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 00 копеек с учетом НДС.
До окончания срока подачи котировочных поступило 4 (четыре) котировочных заявки в запечатанных конвертах. Победителем в проведении запроса котировок определен участник с номером заявки 1 – ООО, с предложением о цене Контракта: 0 (Ноль) рублей 1 (Одна) копейка.
Протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок на участие в запросе котировок наша заявка («ООО») была отклонена в соответствии с ч.7 ст. 78 Федерального закона 44-ФЗ: заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок. Заказчиком не предусмотрена возможность установления цены контракта с нулевым значением.
На указанный протокол ООО подало жалобу в управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области с просьбой о признании его незаконным. УФАС по Свердловской области вынесло решение №4-3, которым жалоба ООО была признана необоснованной, в виду того, что заказчиком не предусмотрена возможность установления цены контракта с нулевым значением.
Считаем решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 4-3 незаконным по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалование решения в арбитражном суде
Процедура оспаривания решения ФАС в суде происходит в следующем порядке:
- Происходит сбор документов и составляется исковое заявление.
- Заявление рассматривается судом и проводится досудебное расследование.
- Дело рассматривается по существу, и выносится решение.
- Решение вступает в силу или обжалуется в региональном или Высшем арбитражном суде РФ.
Подача заявления осуществляется в арбитражный суд по месту нахождения органа ФАС, выдавшего оспариваемое предписание. В тексте заявления указываются следующие данные:
- реквизиты и контакты заявителя;
- наименование органа ФАС;
- список заинтересованных лиц;
- обстоятельства иска;
- обжалуемые решения ФАС и суть претензии;
- обоснование претензии;
- перечень доказательств;
- список прилагаемых документов;
- дата и подпись.
При описании обстоятельств иска нужно в хронологическом порядке изложить события с момента проведения закупочной процедуры до выбора победителя, подачи жалобы в ФАС и вынесении предписания. Для каждого существенного события нужно указать дату, по возможности – номер документа и ответственное лицо, принявшее решение. Например, при описании результатов конкурса нужно указывать дату подведения итогов, номер протокола и ФИО членов закупочной комиссии.
В основном тексте нужно изложить просьбу к суду признать незаконным решение ФАС (указать номер) и отменить последствия такого решения (перечислить). Важно указать, в чем именно незаконность принятого ФАС решения или какие права третьих лиц оно нарушает. Образец искового заявления можно посмотреть здесь.
К заявлению прилагаются документы:
- квитанция об оплате судебной пошлины;
- копия оспариваемого предписания ФАС;
- копии документации о закупке;
- протокол об итогах закупочной процедуры;
- квитанция об отправке копии искового заявления по почте всем участникам процесса;
- выписка из ЕГРЮЛ о регистрации юрлица-заявителя (для физлиц – паспорт).
Судебная пошлина по искам об оспаривании ненормативных актов, к которым относятся предписания ФАС, составляет 3000 рублей для юрлиц и 300 рублей для физлиц. Дополнительно представляются документы и справки, доказывающие изложенные в исковом заявлении факты.
В ходе досудебного расследования проверяются документы, представленные сторонами, и изучаются обстоятельства дела, по которому было принято предписание ФАС. Судья может допросить заявителя, его контрагента или ответственных лиц ФАС, принимавших решение о вынесении предписания.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК, а также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения».
— Дела об оспаривании решений рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Услуги юриста по досудебному обжалованию решений ФАС
Итак, жалоба – это просьба гражданина или юридического лица о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Если Вы считаете, что решением ФАС нарушены Ваши права и законные интересы, Вы можете подать жалобу в вышестоящий антимонопольный орган, в которой указать фамилию, имя, отчество (наименование юридического лица, подающего жалобу, адрес его местонахождения в случае, если заявитель юридическое лицо), наименование государственного органа, в который Вы направляете жалобу, Ваши контактные данные, суть жалобы (какими именно действиями/бездействиями, решением антимонопольного органа и какие именно права и законные интересы были нарушены), а также поставить личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов Вы можете приложить к жалобе документы и материалы либо их копии.
Жалобу можно направить в письменной форме или в форме электронного документа. Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, через официальный сайт ФАС или портал государственных и муниципальных услуг, а также может быть подана при личном приеме.
Оформление заявления в ФАС
Для своевременного и беспрепятственного принятия заявления судебным органам необходимо корректно оформить заявление. В частности, в заявлении в обязательном порядке должны указываться следующие сведения:
- Наименование антимонопольного органа или лица, принявшего oспaривaемый акт или решение, вынесшего спорное предписание, совершившего oспaривaемые действия или бездействие;
- Название, номер, дата принятия решения, предписания, постановления, осуществления спорных действий или бездействия;
- Правовые нормы или законные интересы заявителя, нарушенные антимонопольным органом;
- Нормативные акты, нарушения которых были установлены заявителем;
- Официальное требование заявителя о признании решения, предписания или постановления ФАС (территориального представительства ФАС, уполномоченного органа) недействительным.
К заявлению необходимо приложить копию oспaривaемoгo решения, акта, предписания.
Процедура обжалования решения ФАС во внесудебном порядке
Если участник государственных закупок считает, что принятое решение ФАС было некорректным, то не стоит сразу обращаться за помощью в суд. На первом этапе урегулирования спорной ситуации следует прибегнуть к внесудебному порядку, который позволяет сократить временные трудозатраты сторон конфликта.
Обжалование решения ФАС в вышестоящий орган проводится в соответствии с четко разработанным алгоритмом действий:
- На первом этапе необходимо определить подразделение ФАС, куда будет подано заявление об обжаловании решения ФАС.
- Далее сторона, чьи интересы и права были нарушены решением Федеральной антимонопольной службы, составляет заявление в письменной форме на обжалуемые действия, решения, и приводит доводы в обоснование своей позиции.
- Заявление направляется пострадавшей стороной в подразделение ФАС, выбранное на первом этапе, с целью признания их противоречащими закону, нормативным актам.
- Вышестоящий орган ФАС осуществляет проверку действий подконтрольного антимонопольного подразделения в законодательно установленные сроки, после чего направляет заявителю полное решение.
- Заявителю решение ФАС об обжаловании предоставляется в письменной форме. Если ФАС посчитает действия подконтрольной структуры законными, то в удовлетворении требований заявителю будет отказано, но решение ФАС должно быть аргументировано и подкреплено доказательствами.