С какими налогами будем жить в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какими налогами будем жить в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как мы уже сказали, ставка НДС с января 2023 г. составит 12%. Если вы планируете открыть фирму в Узбекистане, то стоит также учесть, что вступит в силу 4-процентная ставка налога с оборота для микропредприятий, который в этом режиме заменяет КПН и НДС. При этом сохранятся действующие налоговые ставки 1% и 2% для отдаленных регионов и определенных категорий. Примите во внимание, что ранее ставка налога для МСП колебалась от 4% до 25% – в зависимости от организационно-правовой формы субъекта и направлений деятельности.

Ключевые изменения и когда они вводятся?

С 1 января 2022 года:

  • Для пострадавшего МСБ в январе в целях избежания возникновения у бизнесменов обязанности в уплате налогов установлены нормы, которые дают возможность регулировать определенные вопросы налогообложения при возмещении нанесенного в период действия ЧП ущерба. В связи с событиями января и выплатами бизнесу положенных возмещений за причиненный вред внесены правки, на основании которых сумма возмещения МСБ не облагается налогом, а НДС, который ранее относился в зачет, не будет подлежать по испорченной продукции корректировке при чрезвычайном происшествии.

Статья 215 НК дополнена пунктом 7-1, действовать начинает с 01. 01. 2022 г.

Введение обязанности для налогоплательщика по формированию налогового регистра в ситуации порчи, потери товаров в результате ЧС или в активный период чрезвычайного положения. Кроме этого, предусмотрена информация, которая должна быть отражена в налоговом регистре в обязательном порядке.

Пункт 1 ст. 241 НК дополнен новым подпунктом 28, который начинает действовать с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.

В поправках предусмотрено исключение из общего годового дохода (коррекция СГД) суммы средств, полученных объектом малого и среднего бизнеса на возмещение имущественного вреда, нанесенного в период действия ЧП.

Пункт 3 ст. 243 НК дополнен частью третьей, действующим с 01. 01. 2022 г. по 01. 01. 2023 г.

Текущие положения по использованию вычета непосредственно по корпоративному подоходному налогу (КПН) по расходам, ранее не включенным на вычеты, не будет применяться субъектами бизнеса по имуществу, по которому были получены финансовые средства на возмещение имущественного вреда, нанесенного во время действия ЧП, по решению комиссии, сформированной местными исполнительными структурами, при включении налогоплательщика в реестр, создаваемый данной исполнительной структурой.

Статья 270 НК дополнена новым пунктом 8-1, который действует с 01. 01. 2022 г. до 01. 01. 2023 г.

Снижение стоимостного баланса группы на стоимость, равнозначную сумме денег, — при порче фиксированных активов, потере, на основании которых прекращается признание актива в бухучете, в ситуации возмещения стоимости данных фиксированных активов методом получения средств, предусмотренных подпунктом 28 ч.1 п.1 ст. 251 НК.

Подпункт 17 п. 1 ст. 341 НК дополнен абзацем, действие которого начинается с 01. 01. 2022 г.

Выплаты за счет финансовых средств бюджета на основании законодательства Республики Казахстан в качестве возмещения имущественного вреда, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, не подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом.

Изменен подпункт 2 п.2 ст. 404 НК, введение в действие — 01. 01. 2022 г.

Неиспользование корректировки налога на определенную добавленную стоимость (НДС), законодательно относимого в зачет (снижение зачета), в ситуации порчи, потери товаров при ЧС, а также во время чрезвычайного положения. Причем корректировка суммы НДС при утрате и порче продукции в результате ЧС не производится субъектами бизнеса малой и средней сфер при наличии подтверждения соответствующим уполномоченным органом в области гражданской защиты о факте развития ЧС по тем товарам, по которым есть подтверждающие документы и информация отражены в налоговом регистре, что предусмотрено п. 701 ст. 215 НК.

Корректировка суммы НДС при потере и порче товаров во время ЧП не выполняется субъектами малого и среднего бизнеса при наличии копии постановления структуры, ведущей уголовное преследование об обоснованном признании налогоплательщика потерпевшим по определенным уголовным делам, связанным непосредственно с чрезвычайным положением, по продукции (за исключением изделий, по которым получены финансовые средства на возмещение имущественного урона, нанесенного во время действия чрезвычайного положения, только по решению комиссии, сформированной местной исполнительной структурой, при внесении налогоплательщика в реестр, создаваемый указанной исполнительной структурой), по которой также есть подтверждающий документ и информация отражена в налоговом регистре (согласно п. 7-1 ст. 215 НК.

  • Для поддержки сельского хозяйства в список продукции, по которой НДС уплачивается способом расчета, возвращаются на 3 года пестициды, племенные животные любых видов, крупный рогатый скот и профильное оборудование для искусственного осеменения. Одна из норм начинает действовать с 01. 07. 2022 г.

С 1 июля 2022 года:

  • Повышен срок исковой давности с трех до пяти лет по уплате и взысканию НДС методом зачета в ситуации выявлений нарушений.
  • На основании вступивших в силу поправок, касающихся инвалидов, действующий НК привели в соответствие. Так, по всему тексту НК слово «инвалид» заменено на определение «лицо с инвалидностью», «ребенок-инвалид» заменено на «ребенок с инвалидностью».

С 1 января 2023 года:

  • Дополнен список расходов, не подлежащих вычету по КПН. К ним отнесены затраты по покупке у нерезидента-взаимосвязанного государства управленческих, консультационных, юридических, бухгалтерских, адвокатских, маркетинговых, а также консалтинговых, аудиторских, дизайнерских, бухгалтерских, франчайзинговых, услуг. Сюда же включены юридические услуги, роялти, права на использование интеллектуальной собственности.
  • Текущие ставки НДПИ по непосредственно биржевым металлам поднимаются на 50%, а по иным твердым полезным ископаемым увеличиваются на 30%. Также предусмотрена льгота на вновь открытые месторождения, где добыча начнется после 31. 12. 2022 г. Льгота будет действовать до достижения уровня рентабельности в 15%, но не больше 5 лет.

Использование минимальных цен в отношении импортируемых товаров из стран ЕАЭС, а также третьих государств

Изменен п. 2 ст. 444 НК, действие начинается 01. 01. 2023 г.

На основании ст. 444 НК в отношении определенных типов товаров, импортируемых с территории ЕАЭС в Республику Казахстан, для определения цены приобретенной продукции используется минимальный уровень стоимости в соответствии с порядком, регламентированным уполномоченными структурами в сфере регулирования торговой деятельности.

Чтобы обеспечить взимание косвенных налогов с официальной налогооблагаемой базы при импорте продукции на территорию Казахстана, внесены поправки, где предусмотрено использование минимального уровня цен на импортируемые изделия как с территории стран ЕАЭС, так и с иных государств, не входящих в состав ЕАЭС.

Такая норма даст возможность обеспечить одинаковые условия для участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся импортом продукции из стран ЕАЭС и третьих государств.

Если вы импортируете или экспортируете товары через страны ЕАЭС, обращайтесь к специалистам Первого Бита по настройке Виртуального склада, СНТ и ЭСФ, а также маркировки.

Использование минимальных цен в отношении импортируемых товаров из стран ЕАЭС, а также третьих государств

Изменен п. 2 ст. 444 НК, действие начинается 01. 01. 2023 г.

На основании ст. 444 НК в отношении определенных типов товаров, импортируемых с территории ЕАЭС в Республику Казахстан, для определения цены приобретенной продукции используется минимальный уровень стоимости в соответствии с порядком, регламентированным уполномоченными структурами в сфере регулирования торговой деятельности.

Чтобы обеспечить взимание косвенных налогов с официальной налогооблагаемой базы при импорте продукции на территорию Казахстана, внесены поправки, где предусмотрено использование минимального уровня цен на импортируемые изделия как с территории стран ЕАЭС, так и с иных государств, не входящих в состав ЕАЭС.

Такая норма даст возможность обеспечить одинаковые условия для участников внешнеэкономической деятельности, занимающихся импортом продукции из стран ЕАЭС и третьих государств.

Если вы импортируете или экспортируете товары через страны ЕАЭС, обращайтесь к специалистам Первого Бита по настройке Виртуального склада, СНТ и ЭСФ, а также маркировки.

Президент утвердил новый Налоговый кодекс Узбекистана

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Читайте также:  Почему выплату субсидий ЖКХ задерживают в феврале 2023 года?

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Налоговый кодекс 2021. Что изменилось?

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

    Как изменятся налоговые ставки в 2021 году

    Адрес:

    100070, г.Ташкент, ул. Тафаккур, 68 а

    Контактный телефон канцелярии:

    (+998 71) 256-70-35

    Телефон доверия:

    (+998 71) 252-20-65

    Номер документа: ЗРУ-136
    Дата принятия: 25/12/2007
    Состояние документа: Действует
    Начало действия документа: 01/01/2008
    Органы эмитенты: Парламент

    Как облагается ндфл граждан узбекистана по потенту в 2021 году

    Отправляясь на отдых в другую страну, не обязательно задумываться о требованиях законодательства, достаточно знать о принятых в государстве правилах и нормах поведения. Если же цель поездки не отдых, а трудоустройство, изучение законов просто необходимо. Во-первых, это поможет правильно спланировать свою активность, во-вторых, убережёт от неприятных сюрпризов и проблем.

    Большинство людей хотя бы раз в жизни вызывало скорую помощь, обращалось в государственные поликлиники и больницы. Для населения эти услуги бесплатны, поскольку они финансируются из средств ФОМС. Собственно, цель деятельности фонда заключается именно в предоставлении и оплате медицинской помощи. Взносы уплачиваются по единому для всех тарифу – 5,1 %.

    Выплаты из средств ПФ производятся в следующих случаях:

    • достижение определённого законом (пенсионного) возраста;
    • инвалидность;
    • потеря кормильца.

    Так же, как и в случае с ФСС, взносы в ПФ зависят от предельной величины базы (в 2021 году – 1 021 000 рублей). Если сумма доходов сотрудника меньше 1 021 000 рублей, применяется тариф 22 %, если больше – 10 %.

    Помимо вышеописанных взносов работодатель обязан делать отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы устанавливаются законодательством.

    Схематично это выглядит так: каждому виду экономической деятельности присваивается класс профессионального риска, а для каждого класса предусмотрен свой страховой тариф. Таким образом, получается, что размер взносов будет напрямую зависеть от сферы деятельности работодателя.

    Президент утвердил новый Налоговый кодекс Узбекистана

    Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

    • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
    • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

    К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

    • Те, что реализуются за пределами РУ.
    • Освобождённые от НДС.

    Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

    Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

    • Раздельным.
    • Пропорциональным.

    Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

    Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

    При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

    • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
    • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

    Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

    • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
    • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
    • Льготы по НДС.
    • Вычитаемые расходы.
    • Доход (в совокупности).

    Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

    Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

    Как могут измениться налоги в 2022 году

    Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.

    Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:

    • здания — с 3% до 5%;
    • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины и т. д.) — с 5% до 10%;
    • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
    • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
    • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.

    Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.

    Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.

    Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.

    Указ Президента Республики Узбекистан

    3.1. Предусматривается перевод отдельной категории физических лиц (индивидуальные предприниматели, ремесленники, члены субъекта семейного предпринимательства) на уплату налога на доходы физических лиц взамен уплаты фиксированного налога.

    Одновременно предусматривается предоставление им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе.

    3.2. Пересматривается порядок определения совокупного дохода физических лиц. Так, отдельные виды доходов физических лиц, в настоящее время включаемые в совокупный доход физического лица и впоследствии вычитаемые при определении налогооблагаемой базы (такие как пенсии, стипендии, социальные пособия, алименты и другие), с 1 января 2020 года не будут включаться в совокупный доход налогоплательщика.

    Кроме того, предусматривается норма, что не рассматриваются в качестве доходов налогоплательщика доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет физического лица денежных средств и (или) полной или частичной оплаты товаров и (или) услуг организациями, полученные в результате участия физического лица в программах лояльности указанных организаций.

    3.3. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:

    • а) для физических лиц — резидентов:
      • основная ставка налога на доходы физических лиц — в размере 12 процентов. Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;
    • б) для физических лиц — нерезидентов:
      • дивиденды и проценты — 10%;
      • доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) — 6%;
      • доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы — 20%.

    3.4. Предусматривается оптимизация отдельных льгот по налогу на доходы физических лиц путем:

    • а) пересмотра порядка предоставления льгот в части средств, направляемых на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности по долгосрочному страхованию жизни, а также на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов (устанавливается предельный размер налогового вычета в течение налогового периода);
    • б) распространения льготы в части средств, направляемых на оплату за обучение (свое или своих детей в возрасте до двадцати шести лет), также на оплату обучения за супруга (супруги) в возрасте до двадцати шести лет;
    • в) отмены отдельных льгот в части освобождения от налогообложения:
      • остающейся в распоряжении собственника частного предприятия, участника семейного предприятия и главы фермерского хозяйства суммы прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей;
      • выходного пособия, выплачиваемого при прекращении трудового договора в пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы;
      • сумм доходов учредителей (участников) юридических лиц, направляемых добровольно ликвидируемому субъекту предпринимательства — юридическому лицу на исполнение его обязательств;
      • доходов иностранных работников акционерных обществ, полученных от их деятельности в качестве управленческого персонала;
    • г) упразднения льготы по освобождению от налогообложения физических лиц, имеющих лицензию на право осуществления концертно-зрелищной деятельности — по доходам, полученным от этой деятельности; а также состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем — по доходам, полученным ими от выполнения работ по заключенному с индивидуальным предпринимателем трудовому договору;

    3.5. В связи с введением показателей базовой расчетной величины, применяемой при определении размеров налогов, и минимального размера оплаты труда, льготы, установленные в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины и минимального размера оплаты труда соответственно.

    3.6. В связи с переводом отдельной категории физических лиц на уплату налога на доходы физических лиц взамен фиксированного налога и предоставления им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе:

    • предусматриваются особенности уплаты налога в фиксированном размере;
    • детализируется порядок уплаты ими налога на основании декларации о совокупном годовом доходе (порядок представления предварительной декларации по аналогии с физическими лицами, получающими доходы от сдачи имущества в аренду).
    Читайте также:  Могут ли приставы забрать машину за долги и как этого избежать?

    3.7. Предусматривается унификация сроков представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц и социальному налогу — ежемесячно, не позднее 15 числа.

    При этом устанавливается порядок, в соответствии с которым уплата исчисленной суммы налога осуществляется налоговым агентом одновременно с выплатой доходов физическому лицу, но не позднее сроков представления налоговой отчетности.

    3.8. Предусматривается самостоятельное представление налоговой отчетности и, соответственно, уплата исчисленных сумм налога филиалами и обособленными подразделениями с численностью работников более 25 человек — в отношении работников этих филиалов и обособленных подразделений, в налоговый орган по месту учета таких филиалов и обособленных по��разделений.

    3.9. Для индивидуальных предпринимателей установлен следующий порядок выбора и уплаты налога на основе декларации либо в фиксированной сумме.

    4.1. Отменяются льготы в части доходов в виде оплаты труда, получаемых за счет средств грантов, а также иностранных работников акционерных обществ, привлеченных в качестве управленческого персонала.

    4.2. Ставка социального налога снижается с 25 до 12% для государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде в размере 50% и более, а также для юридических лиц, в уставном фонде которых 50% и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50% и более, и их структурных подразделений.

    4.3. Фиксированные ставки налога, установленные для отдельной категории физических лиц в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины.

    Указанной категории физических лиц предоставляется право уплаты социального налога на основе декларации о совокупном годовом доходе исходя из фактически полученного дохода и общеустановленной ставки, по аналогии с уплатой налога на доходы физических лиц.

    4.4. Предусматривается порядок исчисления и уплаты социального налога на добровольной основе на основе декларации о совокупном годовом доходе.

    5.1 Пересматривается перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом принятых решений по отмене единого земельного налога и введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков.

    Таким образом, следующие лица не вправе применять налог с оборота:

    • действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превысил 1 млрд сумов;
    • индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период не превышает 100 млн сумов;
    • импортеры товаров — с первого числа месяца, следующего за заключением импортного контракта;
    • производители подакцизных товаров (услуг) и (или) осуществляющие добычу полезных ископаемых;
    • сельхозпроизводители при наличии у них орошаемых сельхозугодий площадью 50 га и более — с первого числа месяца, следующего за получением сельхозугодий;
    • юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа — с первого числа месяца, следующего за началом ведения данной деятельности;
    • юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотереи;
    • доверенные лица, по деятельности в рамках договора простого товарищества;
    • собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа, правомочного выдавать заключение о нереализации инвестиционного проекта. Они обязаны перейти на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено заключение;
    • предприятия, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капремонта) за счет централизованных источников финансирования. Они обязаны перейти на уплату налогов на добавленную стоимость и прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен договор на такое строительство.

    5.2. Лица, на которых не распространяется уплата налога с оборота, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с 1 января 2020 года.

    Такие лица обязаны в срок до 1 февраля 2020 года уведомить налоговые органе о переходе на уплату данных налогов.

    5.3. Сохраняется предельный размер годового оборота в размере 1 млрд сумов в целях применения налога с оборота. Наряду с этим, детализируется порядок перехода с уплаты налога с оборота на уплату налога на прибыль и НДС.

    5.4. При длительном технологическом цикле — в строительстве, проектных и иных работах, если условиями заключенных контрактов не предусмотрена поэтапная сдача услуг, доход от реализации признается равномерно.

    Для определения дохода на конец отчетного периода:

    • в первую очередь, рассчитывается удельный вес расходов, понесенных с начала выполнения контракта, в общей сумме расходов на выполнение контракта;
    • затем полученный показатель умножается на общую сумму дохода по контракту (цену контракта).

    При определении дохода от реализации услуг за текущий отчетный период ранее учтенные доходы по данному контракту вычитаются.

    5.5. Сохраняются ставки налога с оборота действовавшие в 2019 году, за исключением деятельности по предоставлению в аренду имущества. По указанному виду деятельности предусматривается снижение налоговой ставки с 30 до 8%.

    Юридические лица, основной деятельностью которых не является предоставление в аренду имущества, по доходам от сдачи имущества в аренду уплачивают налог с оборота с применением налоговой ставки, установленной в пункте 1 статьи 467 Налогового кодекса.

    5.6. Устанавливаются унифицированные сроки представления налоговой отчетности для всех налогоплательщиков:

    • не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом — по итогам отчетного периода;
    • не позднее 15 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом — по итогам налогового периода.

    6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество. При этом для нерезидентов вводится обязательство самостоятельного исчисления налога на имущество.

    6.2. Сохраняется налоговая ставка в размере 2%, а в отношении объектов незавершенного в нормативный срок строительства налоговая ставка устанавливается в размере 4%.

    При этом в отношении пустующих зданий, неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, а также объектов незавершенного строительства законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, и налоговые льготы, предусмотренные по налогу на имущество на них не распространяются.

    В отношении следующих объектов недвижимости вводится пониженная налоговая ставка в размере 0,2% взамен ранее предоставленных льгот:

    • железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
    • недвижимое имущество и объекты незавершенного строительства, по которым принято решение Кабинета Министров об их консервации.

    6.3. Исключается из объекта налогообложения оборудование, не введенное в действие в установленный срок.

    Включаются в объект налогообложения объекты жилой недвижимости, числящиеся на балансе строительных организаций или застройщиков для последующей реализации, по истечении шести месяцев после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. По ним налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости этих объектов (в части не реализованных).

    6.4. Вводится обложение налогом на имущество полностью амортизированных зданий, исходя из их переоцененной (рыночной) стоимости, определяемой не реже одного раза в три года.

    6.5. Вводится льгота по налогу на имущество в виде уменьшения налоговой базы на среднегодовую остаточную стоимость имущества, находящегося на балансе сельскохозяйственных предприятий, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции.

    6.6. Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту налогового учета один раз в год в срок представления годовой финансовой отчетности, а юридическими лицами — нерезидентами до 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

    6.8. Справка для исчисления размера авансовых платежей представляется в налоговые органы до 10 января текущего налогового периода, а вновь созданные не позднее тридцати дней с даты государственной регистрации.

    Авансовые платежи уплачиваются:

    • плательщиками налога с оборота — не позднее 10 числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой части годовой суммы налога;
    • налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота, — не позднее 10 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога.

    Авансовые платежи не уплачивают юридические лица — нерезиденты, не осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения.

    Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, с учетом авансовых платежей, вносится в бюджет не позднее срока представления налоговой отчетности.

    Нерезиденты, не осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения, налог уплачивают один раз в год не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

    Изменения в Налоговом кодексе 2021–2022 по Закону от 24 июня 2021 года

    19 марта 2020 года подписан Указ Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных и кризисных явлений».

    В документе учтены выдвинутые Государственным налоговым комитетом предложения по смягчению налоговой нагрузки для физических лиц и бизнеса в связи с карантином против распространения в стране коронавируса (COVID — 19). Так, Указом утвержден целый ряд налоговых льгот и послаблений.

    Первый пакет льгот — для физических лиц и индивидуальных предпринимателей

    [2]

    Льгот на продовольственные товары больше не будет, а блогеры начнут платить НДС. Представитель Налогового комитета республики рассказал о ключевых готовящихся изменениях.

    ТАШКЕНТ, 17 июн – Sputnik. Государственный налоговый комитет в ближайшее время вынесет на общественное обсуждение новый Налоговый кодекс, сообщает Podrobno.uz.

    Ранее ожидалось, что новый кодекс вступит в силу в начале этого года, однако сроки были перенесены. По словам заместителя начальника управления НДС ГНК Азиза Умирзакова, кодекс должны внедрить с 1 января 2020 года.

    1. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
    2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
    3. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
    4. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
    5. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

    С 2022 года в положения НК РК водится новое понятие «Паспорт налогоплательщика».

    Паспорт налогоплательщика – информационная карта субъекта предпринимательства, не являющейся налоговой тайной, которая содержится в штрих-коде (QR-код), формируемом органом государственных доходов.

    Добавлена новая статья 75-1, по которой паспорт налогоплательщика используют предприниматели и организации, работающие в сфере торговли или общественного питания.

    Паспорт размещается возле ККМ или в других общедоступных местах и должен содержать:

    • ИИН/БИН;
    • Наименование налогоплательщика;
    • ФИО ИП или руководителя юр. лица;
    • статус налогоплательщика;
    • дату постановки на рег. учет;
    • рег. номер ККМ;
    • наличие лицензий на алкогольную продукцию.
    Читайте также:  Может ли банк наложить арест на имущество без решения суда?

    Паспорт (в виде QR-кода) формируется налоговым органом 1 раз в месяц.

    Подробнее по паспорту налогоплательщика

    • Пилот по администрированию налогоплательщиков с проведением визуального осмотра (по QR-коду) проводится с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года
    • Для оптовой и розничной торговли планируется пилот с проведением визуального осмотра для проверки применения ККМ, оборудования для приема оплаты картой

    Налоговые органы расширяют список каналов, по которым они могут оповещать физ. лиц об исчисленных налоговых обязательствах и имеющихся задолженностях (по налогу на транспорт, землю, имущество).

    Добавлено оповещение через налоговое мобильное приложение

    Налоговое мобильное приложение – программный продукт, установленный и запущенный на абонентском устройстве сотовой связи и предоставляющий доступ к государственным и иным услугам, оказываемым налоговыми органами в электронной форме, а также исполнения налогового обязательства.

    В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

    Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

    Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

    Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

    • общая численность штата не превышает 5 человек;
    • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

    Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

    Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

    Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

    Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

    В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

    • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
    • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
    • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

    Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

    дни К (91) Р (63) В (28) часы 40 (504) 36 (453.6) 24 (302.4)
    К (181) Р (125) В (56)
    40 (1000) 36 (900) 24 (600)

    Беларусь / Налоговый кодекс 2021: основные изменения

    Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

    Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

    Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.

    При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.

    Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

    При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

    Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.

    Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

    При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).

    Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

    Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.

    К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.

    Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.

    Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:

    • Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
    • кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.

    При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.

    Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.

    Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.

    При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.

    В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.

    В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.

    Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

    Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.

    Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:

    • санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
    • местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.

    При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

    Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.

    С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.

    В случае, если система водосберегающих технологий орошения будет не пригодна к использованию или демонтирована в течение пяти лет с начала месяца, в котором она была внедрена, действие налоговой льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога за весь период применения налоговой льготы.

    В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

    Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

    • Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508.
    • Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года № ПП–4086.

    Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

    • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
    • Оказывающие услуги брокера.
    • Оказывающие услуги аудитора.
    • Оказывающие консалтинговые услуги.
    • Занимающиеся общественным питанием.
    • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
    • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
    • Занимающиеся строительством.

    Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...

    Для любых предложений по сайту: [email protected]