3.1. Право собственности на земельные участки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.1. Право собственности на земельные участки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право собственности на землю — это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.

Право частной собственности на земельный участок гражданских и юридических лиц

К собственности гражданских и юридических лиц, то есть частной собственности, относятся земельные участки, которые были приобретены гражданскими и юридическими лицами по предусмотренным российским законодательством основаниям. Гражданские и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земли в собственность. Земельные участки, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, могут быть предоставлены в собственность гражданских и юридических лиц, кроме тех земельных участков, которые согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и федеральным законодательным актам не могут находиться в частной собственности. Иностранные лица, а также лица без гражданства и иностранные юридические лица не имеют права владеть земельными участками, которые находятся на приграничных территориях, перечень которых регламентируется Президентом Российской Федерации согласно федеральному законодательству о Государственной границе РФ, а также на других установленных территориях России в соответствии с федеральными законодательными нормами.

Замечание 3

Необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 20 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки не предоставляются гражданским лицам в бессрочное пользование

Право бессрочного пользования земельными участками, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, возникает у граждан или юридических лиц до момента вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации и сохраняется за ними. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность гражданских или юридических лиц за определенную денежную сумму. Предоставление также может быть осуществлено безвозмездно в предусмотренных нормами Земельного Кодекса, федеральными законодательными нормами и законами субъектов России случаях.

Пример 3

Граждане с тремя и более детьми вправе приобрести земельный участок бесплатно, в частности для индивидуального строительства, которые находятся в государственной собственности без торгов и предварительного согласования места расположения объектов в тех случаях, которые устанавливаются законодательными нормами субъектов Российской Федерации.

Земля, находящаяся в собственности государства или органов местного самоуправления, на которых расположены здания, строения и сооружения, относящиеся к собственности общественных организаций инвалидов и организаций, учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов на момент вступления в действия нового Земельного Кодекса РФ, предоставляются во владение вышеуказанных организаций на бесплатной основе.

Религиозные организации, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках государственной и муниципальной собственности, предоставляются бесплатно; организации, во владении которых находятся земельные участки государственной собственности на праве безвозмездного пользования, получают данные участки на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица получают земельные участки в собственность за установленную Земельным Кодексом плату согласно статье 28 указанного Кодекса.

Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также гражданам без гражданства, у которых в уставном капитале доля составляет более 50%, предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения лишь на правах аренды.

Согласно статьям 15-24 Кодекса, права на земельные участки могут возникать по основаниям, которые регламентируются гражданским законодательством, федеральными законодательными актами, и подлежат обязательной государственной регистрации согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Процесс государственной регистрации сделок, связанных с земельными участками, является обязательным в установленных законодательством случаях.

Вывод 2

Предоставление земельных участков в пользование гражданским и юридическим лицам из земель государственной или муниципальной собственности, выполняется в соответствии с решениями исполнительных органов государственной власти или муниципальных органов, которые обладают правом предоставления соответствующих земельных участков в рамках их компетенции согласно статьям 9-11 Земельного Кодекса России.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Читайте также:  Детские пособия в 2023 году. Кому и сколько платят за рождение детей

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

Муниципальная собственность на землю.

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

— которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;

— право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

— которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности[10].

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

Субъекты и объекты собственности

Субъекты права собственности на землю – собственники конкретных земельных участков, наделенные земельными правами и несущие обязанности в соответствии с земельным законодательством.

Объект права собственности на землю – в общем, участок земли как пространственный базис в определенных границах фиксированной площади и местоположения.

Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти; города, районы, населенные пункты в лице органов местного самоуправления.

Весь земельный фонд страны (кадастровая оценка, мониторинг и др.).

Граждане, объединения людей, семьи, народ, население, социальная группа, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства.

Земля в пределах территориально-административной единицы (предоставление, изъятие земель, зонирование, планировка и др).

Юридические лица – коммерческие и другие организации, в том числе иностранные, не могут быть субъектами земельных правоотношений филиалы и представительства предприятий.

Отдельный земельный участок (в части использования).

В отличие от субъектов, объекты собственности на землю являются пассивной стороной отношений собственности (системы отношений между людьми по поводу присвоения и отчуждения земельных участков).

Читайте также:  Порядок уплаты НДФЛ в 2023 году: главные изменения

Земельные отношения – т. е. отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей – в части, не противоречащей земельному, лесному и водному законодательствам и ряду специальных федеральных законов, регулируются гражданским законодательством.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица и государство. В зависимости от прав на землю участники земельных отношений могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута.

Собственники земельного участка имеют право его продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду.

Землепользователи владеют и пользуются земельными участками на правах постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования, землевладельцы – на праве пожизненного наследуемого владения, а арендаторы – по договору аренды или субаренды. Обладатели сервитута обладают правом ограниченного пользования чужими земельными участками.

Право собственности на земельный участок

Собственность – вид общественно-экономических отношений. А право собственности – совокупность юридических норм, их регламентирующих. Один из важнейших объектов прав собственности – земельные участки. Право собственности земельное право истолковывает как совокупность прав владения, пользования и распоряжения имуществом.

Право собственности на землю – не константа, оно может возникать и прекращаться. Например, общая собственность на земельный участок возникает при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам.

Если происходит раздел земельного участка долевой собственности, то у ее участника, по заявлению которого осуществляется выдел, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и одновременно с этим утрачивается право долевой собственности на измененный земельный участок.

Право собственности на земельный участок прекращается в силу разных причин. Основанием для этого могут быть: отказ собственника от права собственности, отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, выкуп земельного участка в собственность государством для государственных и муниципальных нужд и проч.

Согласно
Конституции РФ земля
и другие природные ресурсы могут
находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.

Основанием
гос.

регистрации права собственности на
земельные участки РФ, субъектов РФ и
муниципальных образований являются акты
Правительства РФ об
утверждении перечней земельных участков,
на которые у РФ и ее субъектов возникает
право собственности при разграничении
гос. на землю, а также вступившие
в законную силу судебные решения по
спорам,
связанным с разграничением гос.
собственности на землю.

Основание
внесения земельных участков в перечень
земельных участков, на которые у РФ
возникает право собственности,
— включение их в состав:

  • земель лесного фонда, особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности;
  • земель с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;
  • земель запаса, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

Разграничение
государственной собственности на землю
осуществляется в следующем порядке:

  • специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности;
  • подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ;
  • сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра.

Муниципальная собственность на землю

[reklama]

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениями, а также другим муниципальным образованиям.

Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с ЗК и федеральными законами.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • Которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Понятие и общая характеристика прав собственности на землю

Институт права собственности приобретает особое значение как в теории, так и в практике земельного права. Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли , собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом . В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

Под собственностью понимают ту или иную форму (способ) присвоения различных вещей, созданных человеком или имеющих естественное происхождение. Если эти отношения закреплены и охраняются силой государства, то возникает право собственности.

    • правомочие владения – возможность фактического обладания собственником принадлежащим ему имуществом;
    • правомочие пользования – возможность потребления (присвоения) собственником полезных свойств имущества;
    • правомочие распоряжения – возможность определения собственником юридической судьбы имущества (его отчуждения, передачи в пользование другим лицам, пользования самим собственником и т.д.).

    Иными словами, собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.

    Ст. 209 ГК РФ в частности определяет следующие права собственника:

      • отчуждать свое имущество в собственность другим лицам;
      • передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом;
      • отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;
      • распоряжаться имуществом иным образом.

      При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц .

      Пользование землей возможно как

        1. средством производства;
        2. как пространственно-территориальным базисом.

        Обязательным требованием является целевое использование земель в соответствии с её категорией и видом разрешенного использования.

        При распоряжении землей основным требованием является оборотоспособность. Согласно ст. 27 ЗК РФ з емельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

        Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. Например, на лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

          • своевременно платить земельный налог,
          • осуществлять мероприятия по охране земель,
          • соблюдать требования градостроительных регламентов,
          • своевременно приступать к использованию земельного участка,
          • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

          Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности. Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума.

          Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

          На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

            1. государственная,
            2. муниципальная,
            3. частная.

            Основные формы собственности на землю

            В Российской Федерации выделяют следующие виды собственности в отношении участков земли:

            • государственная – федеральная собственность и земли, которыми владеют субъекты федерации;
            • муниципальная – земля считается собственностью муниципальных образований. Ею могут распоряжаться органы местной власти, земля находится в пределах населенного пункта.
              Она предназначена для обеспечения социально-культурных и бытовых потребностей населения конкретного поселения, ее необходимо использовать строго по прямому назначению;
            • частная – владельцами считаются отдельные граждане и коллективные объединения. Земля может перейти к ним в распоряжение на различных условиях.
              При этом физические лица и организации могут не только владеть и пользоваться ею, но и распоряжаться по своему усмотрению. На них также накладываются определенные обязанности;
            • смешанная — сочетает в себе характерные черты нескольких форм собственности.

            В настоящее время наиболее распространенными формами собственности считают государственную и частную.

            На основании формы владения участком земли устанавливаются определенные требования законодательства.

            Признание права собственности на земельный участок в суде

            Простота или сложность судебного процесса зависят от того, кто по делу является ответчиком и от наличия доказательственных документов позитивного характера (в Вашу пользу — пример 1).

            Ответчиком по делу могут быть государственные органы, граждане или юридические лица. Доказательственная база — это самое важное в процессе доказывания вашего права собственности или иного права на землю.

            Судье важно увидеть в представленных документах бесспорные доказательства Ваших прав. Если же документы носят спорный характер или доказательств не хватает, судебное заседание могут перенести для получения дополнительной информации; а могут — отказать в исковых требованиях. Поэтому важно до подачи искового заявления подумать — как доказать свое право на земельный участок?

            Право собственности, аренды, пользования в некоторых случаях может доказываться разными путями, и от того, какой путь наиболее целесообразен и удобен для судебной защиты, зависят применяемые нормы права. Заранее посоветуйтесь с адвокатом.

            К отдельной категории дел относятся споры по наследованию земельных участков. В них многое зависит от того, пользовался ли наследник земельным участком, разрабатывал ли его, был ли сособственником, на чьи деньги покупалась недвижимость и пр. Часть ответов вы можете почитать ниже в разделе судебной практики, иные ответы найдете на других страницах нашего сайта.

            Собственность на землю субъектов Российской Федерации

            В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

            • которые признаны таковыми федеральными законами;
            • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
            • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
            • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

            Частная собственность

            Право частной собственности является приоритетным для большинства демократических государств. В РФ оно защищается законом и гарантируется каждому гражданину. Частная собственность означает, что все права на определенный земельный участок (владение, использование, распоряжение) принадлежат полностью или частично физическому, юридическому лицо или группе лиц. Их правовой статус должен соответствовать праву этого типа на участки земли.

            На сегодняшний день выделяют следующие виды права собственности на землю по субъектам:

            • права обычных граждан или физлиц;
            • права юрлиц.

            К последнему пункту также относятся группы людей, которые являются собственниками земли. При этом в законодательстве РФ не указано, какие конкретно объединения имеются в виду.

            К объектам права частного владения относится ограниченный перечень земельных участков, что связано с их особенностями и целью использования. Наиболее распространена частная собственность на земли сельхозназначения, поскольку получить право владения довольно легко и никаких ограничений в этом плане практически не существует. Законодательством России предусмотрено количество земель, которые может получить во владение частное лицо. Это значит, что хоть и предусмотрены определенные лимиты, приобрести можно довольно большие участки.

            Имущество в частное владение приобретается путем совершения каких-то сделок. Это может быть купля-продажа, дарение, наследование, приватизация и прочее. Возможен также переход права владения, когда участок принадлежал государству или муниципалитету, а затем был передан физическому лицу. Если говорить другими словами, то право частной собственности может возникнуть на основании приватизации, решений местных органов власти о передачи участков и других нормативно-правовых актах.

            При этом также предусмотрена процедура прекращения владенияопределенной территорией, которая может быть принудительной или добровольной. Во владение физическим или юридическим лицам не может быть передана следующая категория земель:

            • ограниченные в обороте;
            • изъятые из оборота.

            К таким участкам относятся территории заповедников или нацпарков, лесного фонда и прочее. Частная собственность предполагает определенные обязанности для владельцев, включая оплату земельного налога, соблюдение регламентов по охране земли и эффективное использование участков.


            Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]