Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иностранные поставщики и налоговые агенты: изменения в НК по НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проводки по НДС налогового агента рассмотрим на конкретном примере. Предположим, что поставщик-нерезидент российскому предпринимателю в 2010 году оказал услуги на сумму 200 000 руб. При этом в заключенном между ними договоре ничего не говориться о включении НДС в стоимость продукции. Согласно действующего законодательства, предприниматель должен удержать и уплатить в бюджет сумму в 40 тыс. рублей.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Кто признается налоговым агентом по НДС
Согласно Налогового кодекса (161 НК РФ), существует определенный перечень ситуаций, при которых даже лица, не обязанные оплачивать НДС и отчитываться по нему, должны уплатить налог за своих партнеров. К ним относят следующие ситуации:
- в случае получения поставок от иностранных лиц, которые не получили статус налогового резидента в РФ;
- в случае получения в аренду федеральных и муниципальных объектов;
- при реализации бесхозного имущества, конфиската, собственности, которая по суду должна быть реализована;
- в случае продажи судна, которое не поставлено на учет в Российском международном реестре;
- в случае продажи сырых металлолома, шкур и макулатуры (за исключением субъектов на спецрежиме).
Обязательства налогового агента по НДС с 1 января 2023 года
Основным изменением нового года стал рост ставки НДС до 20%. Кроме того, возросла также расчетная ставка, которая теперь составляет 20/120. К нововведениям также можно отнести то, что с 2023 года иностранные организации, которые представляют в РФ услуги в электронном виде, обязаны самостоятельно организовывать оплату НДС и подавать соответствующую отчетность (ставка 16,67%) в соответствии с законом 303-ФЗ. Это можно выполнить одним из способов:
- когда реализацию осуществляет агент по договору, то отчет по НДС и уплату производит представитель;
- когда реализацией занимается зарубежная компания напрямую, то необходимо осуществить постановку на учет в ИФНС, получить ИНН в РФ, после чего самостоятельно уплачивать НДС.
Во втором случае отказ регистрироваться в качестве российского налогоплательщика не обязывает покупателя становиться его налоговым агентом и платить штрафы. То есть организация или предприниматель вычет по НДС не получат, даже в том случае, если один из них решает самостоятельно уплатить НДС.
Под электронными услугами в данном случае понимают такие виды услуг, представленные на таможенной территории РФ:
- предоставление доступа к программам и компьютерным мощностям посредством интернет;
- хостинг, а также хранение данных за рубежом;
- реклама, а также продвижение товаров в интернете;
- дизайн, поддержка, а также администрирование сайтов удаленно;
- доступ к хранилищам электронных книг и публикаций;
- поиск, выдача информации.
В каких случаях налоговый агент может принять НДС к вычету
Компании становятся налоговыми агентами, которые сначала должны самостоятельно исчислить и уплатить НДС, а затем его принять к вычету, при следующих обстоятельствах:
- товары и услуги у иностранного производителя, не зарегистрированного на территории РФ, приобретались в России (п. 2 ст. 161 НК РФ). При этом нужно иметь в виду, что право на вычет агентского НДС, уплаченного посредником как налоговым агентом, но за счет заказчика (российской компании), принадлежит принципалу, а не посреднику;
- у органов власти арендуется государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ);
- компания приобретает государственное имущество, не закрепленное за конкретным предприятием (п. 3 ст. 161 НК РФ);
- ИП или организация купила металлолом, вторичный алюминий или сырые шкуры животных (п. 8 ст. 161 НК РФ). Продавцы таких товаров выставляют счета-фактуры без учета сумм НДС с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом».
Какие условия должен соблюсти налоговый агент, чтобы заявить НДС к вычету
Принятие к вычету НДС налогового агента возможно при соблюдении следующих условий: (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ):
- налоговый агент зарегистрирован в органах РФ и является плательщиком НДС. Агент, применяющий спецрежим или освобожденный от НДС (например, согласно ст. 146), не может принять налог к вычету. НДС иностранного поставщика в таком случае включается в стоимость приобретаемых услуг, работ или товаров;
- продукция, приобретенная у иностранного поставщика, используется в деятельности, облагаемой НДС (п. 3 ст. 171 НК РФ);
- купленное имущество принято компанией-налоговым агентом к учету (об этом условии упоминается в письме Минфина от 26.01.2015 № 03-07-11/2136 со ссылкой на п.1 ст. 172 НК РФ);
- у налогового агента есть все платежные документы, подтверждающие уплату удержанного НДС в бюджет. Исключения составляют НДС с покупок металлолома, вторичного алюминия, макулатуры и сырых шкур животных. По таким операциям к вычету заявляют начисленный, а не уплаченный НДС – поэтому платежные документы не требуются;
- агент приложил к декларации счет-фактуру, оформленную в установленном порядке (п. 3 ст. 168 НК РФ). Исключением является опять-таки приобретение перечисленных в предыдущем пункте товаров – возмещение НДС налоговым агентом в этом случае происходит на основании счета-фактуры, оформленного продавцом, а не покупателем, о чем говорилось раньше.
Штраф за не постановку на регистрационный учет по НДС
Как уже упоминали, ОГД следят за налогоплательщиками, чьи доходы приближаются к пороговому уровню.
Если ОГД отметили превышение уровня минимального оборота, а налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не подал заявление о постановке не учет по НДС, происходит следующее (п. 7 и п. 8 ст. 82 НК РК):
- в течение 5 рабочих дней с даты, когда истек срок подачи заявления налогоплательщиком, ОГД направляется уведомление;
- если по истечении 30 рабочих дней с даты вручения уведомления налогоплательщик так и не встал на регистрационный учет по НДС, ОГД приостанавливает расходные операции по его банковским счетам.
Счета-фактуры налоговый агент должен составлять сам
Статьей 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры.
Порядок выставления счетов-фактур налоговыми агентами при аренде государственного (муниципального) имущества имеет следующие особенности.
Налоговый агент, уплачивая арендную плату арендодателю, одновременно удерживает для перечисления в бюджет сумму НДС, включенную в состав арендной платы. При этом налоговый агент составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой «Аренда государственного (муниципального) имущества». Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-арендатора.
Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы. В книге покупок он регистрируется только после перечисления в бюджет НДС и только в части налога, который в соответствующей доле подлежит налоговому вычету.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном гл.21 НК РФ.
Следует отметить, что вопросы составления счетов-фактур налоговыми агентами рассматривал Конституционный Суд РФ. В своем Определении от 02.10.2003 N 384-О он указал следующее. Государственные и муниципальные органы при сдаче имущества в аренду счета-фактуры не составляют. В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, а также сумм налога, удержанных налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не единственный документ для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС.
Реализуя конфискованное, бесхозяйное, унаследованное государством имущество…
При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, кладов, бесхозяйных и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, уполномоченными осуществлять реализацию указанного имущества (п.4 ст.161 НК РФ).
Налоговая база рассчитывается исходя из рыночной цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой по правилам ст.40 НК РФ с учетом налога и акцизов (для подакцизных товаров).
Налоговые агенты, осуществляющие операции по реализации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, не имеют права на принятие к вычету сумм НДС, уплаченных по этим операциям.
Существенно изменилось законодательство по земельному налогу:
- Начиная с налогового периода 2023 года земельный налог исчисляют не сами организации, а налоговые органы. Причем налог рассчитывают по истечении календарного года, а не наперед, как ранее (п. 1 — 5 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях).
- Не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, организации получают от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, предварительно заполненную на основании сведений о земельных участках за истекший налоговый период, которые имеются в налоговых органах.
- Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью и направляют ее обратно в налоговый орган.
- Введена авансовая уплата земельного налога в течение налогового периода и его уплата по итогам истекшего налогового периода (п. 6 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях). Установлены следующие сроки уплаты организациями авансовых платежей: не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.
Упрощенная система налогообложения
С 1 января 2023 года из состава плательщиков налога по упрощенной системе налогообложения исключены индивидуальные предприниматели и нотариусы. Также установлена одна ставка налога при УСН в размере 6%. Ставка 16% исключена (ст. 329 НК-2023, п. 174 ст. 2 Закона № 141-З). Дополнен и перечень запретов на применение УСН организациями. В частности, с 2023 года не вправе применять УСН (п. 174 ст. 2 Закона № 141-З):
1) организации, имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах (подп. 2.1.3 ст. 324 НК-2023). Для целей применения указанного запрета ограничение на применение УСН распространяется, если филиал (представительство, иное обособленное подразделение) соответствует трем условиям:
— ведет бухучет с определением финансового результата по своей деятельности;
— имеет счет с правом распоряжаться денежными средствами на нем;
— состоит на учете в налоговых органах.
Организации, имеющие обособленные подразделения, которые не состоят на учете в налоговых органах и не соответствуют по совокупности признакам, указанным в п. 3 ст. 14 НК-2023, вправе применять УСН.
Статья 149 Налогового кодекса не предусматривает отраслевых льгот и не привязана к масштабам бизнеса. В ней речь идет об освобождении от НДС по льготным операциям, производимым в определенных видах деятельности. На самом деле список операций, по которым доступно освобождение от НДС, достаточно узок и концентрируется вокруг нескольких сфер: медицины, социальных услуг, взаимодействия с государственными и муниципальными учреждениями. Туда же отнесен определенный круг финансовых операций.
Для некоторых отраслей отдельные льготные пункты могут давать широкий простор для значительного сокращения налоговой нагрузки, связанной с освобождением от НДС. Например, это деятельность в области НИОКР.
Главным недостатком статьи 149 является сложность ее применения. В большинстве случаев эффективность освобождения от НДС напрямую зависит от качества юридической проработки, которая должна быть идеальной. Требования постоянно меняются, разногласия с инспекцией могут возникнуть в трактовке характера сделок. Решить вопрос освобождения от НДС по статье 149 НК своими собственными силами, посредством штатного бухгалтера, может оказаться проблемным. Скорее всего потребуется привлечение налоговых консультантов.
Что делать после постановки на регистрационный учет по НДС?
После того как налогоплательщик встал на регистрационный учет по НДС, у него появляется обязанность по ежеквартальной сдаче формы 300.00 и уплате НДС в бюджет. Порядок исчисления и уплаты НДС регулируется ст. 421 — 425 НК РК.
Декларация предоставляется раз в квартал в срок не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом (п.1 ст. 424 НК РК).
Одновременно с ней предоставляются реестры счетов-фактур по приобретенным и реализованным бумажным счетам-фактурам (п. 2 ст. 424 НК РК).
Ставка НДС составляет:
- 12% в общем случае;
- 0% — в случаях, предусмотренных гл. 44 НК РК.
Итоговая таблица ставок на 2023 год
Таким образом, итоговая таблица ставок на 2023 год выглядит следующим образом.
Ставка | Область применения |
0% | · экспортные товары;
· перевозки за рубеж; · операции по транспортировке нефти и нефтепродуктов. |
10% | · товары для питания;
· товары для детей; · медпрепараты; · печатные издания сферы культуры |
20% | прочие операции |
Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.
Реквизиты для уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов единым налоговым платежом на ЕНС (начиная с 1 января 2023 года)
Номер (поля) реквизита платежного документа |
Наименование (поля) реквизита
платежного документа |
Значение |
13 |
Наименование банка получателя средств |
ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА
БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 |
БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) |
017003983 |
15 |
№ счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) |
40102810445370000059 |
16 |
Получатель |
Управление Федерального
казначейства по Тульской области
(МИ ФНС России по управлению
долгом) |
61 |
ИНН получателя |
7727406020 |
103 |
КПП получателя |
770801001 |
17 |
Номер казначейского счета |
03100643000000018500 |
101 |
Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж (Статус плательщика) |
01 |
24 |
Назначение платежа |
Единый налоговый платеж |
104 |
КБК |
18201061201010000510 |
105 |
ОКТМО |
— |
Корпоративный налог (налог на прибыль) в Армении – 18%
Налог на прибыль (корпоративный налог) в Армении – общий налоговый режим (аналог ОСНО в РФ) который присваивается после регистрации всем индивидуальным предпринимателям и организациями в Армении, до перехода на специальный налоговый режим, например налог с оборота или IT-сертификат.
Плательщики «Налог на прибыль (КПН)» – 18% по общему правилу являются плательщикам «Налога на добавленную стоимость (НДС)» – 20%, но при этом в НК РА содержится перечень видов экономической деятельности и операций, при которых ставка НДС будет 0%, как я говорил выше, например при дистанционном оказании услуг (экспорт услуг) из Армении иностранным заказчикам которые находиться за пределами Армении.
Для ИП / ООО в Армении, объектом налогообложения по налогу на прибыль считается валовый доход получаемый от источников в Армении и от источников, находящихся за пределами Армении, за исключением личных доходов индивидуальный предпринимателей (ст. 104 НК РА).
Налогооблагаемой базой по налогу на прибыль индивидуальных предпринимателей и организаций в Армении считается положительная разница между валовым доходом и предпринимательскими расходами, то есть доходы минус расходы (ст. 105, ст. 110 НК РА), при этом есть перечень расходов, которые нельзя принять к вычету, среди которых можно отметить распределение дивидендов, выполненные для своего бизнеса работ и услуг, расходы на приобретение ценных бумаг и т.д. (ст. 112 НК РА).
Авансовые платежи, по налогу на прибыль, уплачиваются ежеквартально до 20 числа последнего месяца, прошедшего квартала, при этом ИП / ООО зарегистрированные в текущем налоговом периоде (календарном) году освобождаются от авансовых платежей в течение всего года (ст. 135 НК РА).
Отчетным периодом, по налогу на прибыль в Армении, является налоговый год (ст. 129 НК РА), при этом плательщики налога на прибыль представляют в налоговый орган расчет по налогу на прибыль до 20 апреля налогового (календарного) года, следующего за отчетным периодом включительно (ст. 134 НК РА).