Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сумма штрафа если не пропустил пешехода в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Было | Новая редакция |
---|---|
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. | 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. |
Когда требуется уступить дорогу
Существует несколько преимущественных ситуаций для пешехода:
- Пеший участник переходит дорогу на зеленый свет. Независимо какой сигнал светофора будет для водителя, последний должен «дать дорогу» идущему.
- На бессветофорном перекрестке при наличии «зебры» человек главенствует на дороге.
- Заезд на главную дорогу и съезд с нее. Если при таком маневре водитель встречает человека, пересекающего его маршрут.
- Правила «поворота». Какой бы ни была дорожная обстановка, какие не были бы знаки/сигналы, шофер, поворачивая налево/направо, должен подождать, когда бесколесный участник сойдет с проезжей части.
- Посадка/высадка на автобусы/троллейбусы/трамваи. Иногда место остановки городского транспорта размещается прямо на дороге. Путь от дверей транспорта до края проезжей части для пассажиров свободен и водители не должны его преграждать.
- Жилая зона. На любых участках в дворовой зоне человек имеет абсолютное превосходство.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
-
Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).
- Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
-
Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.
- Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, всегда будьте внимательны и смотрите на знаки пешеходных переходов, а не думайте о том, в какой ситуации вы обязаны пропустить пешехода. Тем более в последнее время правительство устанавливает знаки пешеходного перехода со специальным оранжевым сигналом, который водитель сможет увидеть задолго до самого перехода. Также на трассах часто оборудуются специальные, так называемые «шумовые разметки», проезжая по которым водитель чувствует характерную вибрацию и понимает, что через определенное расстояние его ждет пешеходный переход.
В заключение также стоит сказать о правиле пропуска слепых пешеходов. В случае если пешеходный пешеход пересекает слепой человек, подающий сигнал белой тростью, то во избежание штрафа за пешехода в 2020 году, водителю необходимо будет дождаться, когда слепой полностью закончит пересечение проезжей части и вступит на тротуар. Только после этого можно будет продолжить движение.
К счастью, в последние года складывается положительная тенденция, и почти все автомобилисты всегда пропускают пешеходов, а, следовательно, и штрафов, выписываемых за данное нарушение, становится гораздо меньше.
Средства индивидуальной мобильности или СИМ
В ПДД внесли новый тип средств передвижения, а именно – средства индивидуальной мобильности или СИМ. Формулировка дополнения правил звучит так:
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Обратите внимание СИМ – это не механические транспортные средства!
Согласно новым поправка водительское удостоверение для эксплуатации СИМ не требуется, однако, автоинспекторы имеют права останавливать, проверять и при необходимости отправлять водителей любых транспортных средств (в том числе и СИМ) на медицинское освидетельствование, если вдруг у него появятся подозрения, что водитель находится в состоянии опьянения. И если это подтвердится будет грозит соответствующее жесткое наказание.
Когда пешеходу нужно уступать
По правилам водитель перед пешеходным переходом должен снизить скорость и полностью остановиться, когда заметит, что человек уже начал движение по проезжей части – поставил свою ногу на дорожное покрытие. Если же пешеход стоит за пределами автодороги, то у водителя нет обязанности пропускать его.
Машину нужно остановить или замедлить скорость таким образом, чтобы человек мог свободно пройти по «зебре»: не изменяя скорость, не замирая в нерешительности и не меняя траекторию движения. Важная разница: речь идет о пешеходе, который уже движется по проезжей части. Если он засомневался: стоит ли ему переходить, пока он все еще стоит на тротуаре – здесь нет вины водителя и нарушения правил тоже не будет. Все, что происходит в пешеходной зоне за пределами шоссе, вообще не касается участников дорожного движения.
Трогаться можно в тот момент, когда пешеход вышел из зоны действия автомобиля по прямой. Правила не налагают на водителя обязанности ждать, пока человек полностью покинет проезжую часть и выйдет на тротуар. Больше нет угрозы для пешехода – вы уступили ему дорогу, можно ехать дальше.
Тоже самое, если человек идет по другой стороне дороги и находится далеко от вас – правила не требуют останавливаться всем участникам движения по всем сторонам разметки. Можно не останавливаться, если видите, что человек идет по переходу, но дойдет до вас спустя длительное время, и вы успеете проехать мимо и не создать аварийной ситуации.
Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?
Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств его вины. В двух словах, рассуждения могут быть такими: если нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, как можно доказать вину?
Если водитель не согласен с правонарушением, составляется протокол и постановление. Последний документ используется для привлечения водителя к административной ответственности, так как устанавливает его вину. Права водителя будут разъяснены ему в протоколе, и он должен ими воспользоваться.
- Укажите в протоколе, в «Объяснениях лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что вы не согласны с правонарушением, вы его не совершали.
- Запишите свое объяснение в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в решении, что заявление прилагается. Не нужно писать, что пешеход появился внезапно, не был виден и т.д. Таких формулировок следует избегать. Человек либо находился на проезжей части, либо его там не было. Поэтому в своем объяснении вы можете указать, что видели пешехода, что вы и сделали, но ваши действия не заставили пешехода изменить скорость или направление движения.
- Если пешеход остается на месте происшествия, попросите его сообщить свои контактные данные. Это позволит вам допросить пешехода в суде по поводу вашей жалобы на приказ. Будет лучше, если вы проследите за тем, чтобы пешеход явился в суд.
- В крайнем случае, снимите пешехода на камеру телефона. Пусть он скажет, что вы не препятствовали ему перейти дорогу. Вы можете использовать эти кадры при обжаловании решения инспектора.
- Не забудьте сохранить видеорегистратор. Он может быть представлен суду и использован в качестве доказательства защиты.
Пропустить или уступить? Теория
И вот самый важный нюанс в российском законодательстве 2022 года, касающийся дорог проезда для пешеходов и водителей. И мы намеренно указали в подзаголовке, что сначала обсудим теорию — как вы обязаны пропускать пешеходов в соответствии с буквой законодательства. Потому что на практике, к сожалению, все выглядит несколько иначе.
Теперь запомните кардинальное правило:
- проехать в соответствии с правилами дорожного движения в 2022 году, водитель обязан ослепить пешеходов и детей только при перевозке их в организованном автобусе (разделы 14.5 и 14.7),
- Во всех остальных случаях новые Правила требуют уступить дорогу в точности.
В чем такая разительная разница между этими двумя действиями и как именно правильно пропускать пешеходов на пешеходном переходе и как — уступать дорогу?
Какой штраф за непропуск пешехода
Всегда ли водителю будет грозить штраф за то, что он не пропустил пешехода в 2021 году? Для ответа на этот вопрос нужно учитывать множество факторов – где происходит переход дорожного полотна, какие знаки и разметка присутствовали в месте пересечения дороги, как действовали пешеход и водитель. Выделим ряд ключевых правил, которые должны учитывать стороны дорожного движения:
если в месте перехода оборудован светофор, пешеход обязан руководствоваться разрешающим «зеленым» сигналом – в этом случае водитель должен полностью остановиться до светофора и не возобновлять движения даже при отсутствии граждан на переходе;
если на дороге нанесена специальная разметка («зебра»), водитель должен убедиться в отсутствии пешеходов – если хотя бы один гражданин приступил к пересечению дороги, автовладелец обязан остановиться и предоставить время для перехода;
на перекрестках, где отсутствует светофор и разметка, пешеход имеет право переходить дорогу только после соблюдения всех мер предосторожности – в обязанности водителя входит оценка условий движения и своевременное реагирование на помехи.
Обратите внимание!
Пешеходу запрещено переходить дорогу вне специально оборудованных мест либо наискосок дороги. В таких случаях практически всегда будет отсутствовать вина водителя в наезде.
Что делать пешеходу, если он стал участником ДТП?
Если вы пострадавший пешеход, но можете двигаться, до приезда сотрудников ГИБДД на место происшествия запишите государственный номер машины, водитель которого наехал на вас (если он попытается скрыться с места ДТП), Ф.И.О. и телефоны свидетелей (если они на машине, то ее государственный номер). Сделайте фото- и видеосъемку места ДТП.
Если вашему здоровью был причинен вред, даже легкий, вызывайте скорую помощь и не отказывайтесь от госпитализации. При отказе протокол о ДТП с наездом на пешехода не оформляется (если не зафиксировано иное нарушение водителем ПДД), так как в этом случае считается, что пострадавшего нет, вред здоровью и материальный ущерб не причинялись. Часто через два-три дня выясняется, что у пешехода перелом или ушиб внутренних органов, но доказать их причину не удается.
Принимайте активное участие при опросе свидетелей и составлении сотрудником ГИБДД протокола осмотра и схемы места ДТП, протокола осмотра транспортного средства. Вы вправе ознакомиться с протоколами на месте ДТП. Если возможно, сфотографируйте их, поскольку КоАП РФ не предусматривает выдачу потерпевшим копии протокола осмотра места ДТП. Если у вас есть замечания, их необходимо указать в протоколе.
Нужно иметь в виду, что в случае несогласия участников дорожно-транспортного происшествия со схемой места ДТП, отказа от ее подписания либо их отсутствия при ее составлении она удостоверяется понятыми либо с применением видеозаписи.
На месте ДТП вы можете не давать показания, сославшись на шоковое состояние.
После аварии как можно быстрее (в Москве – в течение 5 дней с момента ДТП) позвоните на горячую линию городской системы видеонаблюдения и оставьте заявку на сохранение видеоархива с камер по месту происшествия. Оператору горячей линии нужно будет сообщить дату, время и адрес места ДТП. После этого вам сообщат номер заявки. Его необходимо передать сотрудникам ГИБДД или адвокату. Только они смогут получить видеозапись.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Оспаривание в судебном органе
искового заявления в суд об отмене постановления ГИБДД бесплатно в формате word
Подать судебную жалобу об оспаривании протокола сотрудников ГИБДД можно в течение десяти дней.
Чтобы оспорить штраф за пешехода в суде, нужно:
- написать обращение в суд, указав паспортные данные, адрес регистрации,
- в основном тексте бумаги должны содержаться ссылки на нормы законодательства, которые были нарушены, перечислены факты, подтверждающие невиновность водителя,
- указывается просьба допросить свидетелей происшедшего,
- прописать просьбу об отмене постановления, прекращении делопроизводства и направлении на повторное рассмотрение,
- в конце указывается список прилагаемых документов.
При рассмотрении обращения суд не должен делать упор на вынесение решения сотрудниками ГИБДД. В случае неудачного исхода дела водитель может подать иск в вышестоящие судебные инстанции. Результат обращения зависит от достаточной доказательной базы.