Ни на чём не может сосредоточиться. Почему дети устают и как им помочь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ни на чём не может сосредоточиться. Почему дети устают и как им помочь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни. Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь.

Если человек не умеет концентрировать внимание на неинтересной задаче в 4 года или в 15 лет — это нормально. У него еще много времени научиться этому.

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Читайте также:  Условия и правила заключения договора социального найма жилого помещения

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Какие есть виды внимания?

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Разберём каждое из них подробнее:

  • Непроизвольное внимание — это наиболее простой вид внимания, который возникает под воздействием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия. Примером таких раздражителей могут быть яркие вспышки или громкие звуки. Непроизвольное внимание также часто называют пассивным или вынужденным, поскольку оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
  • Произвольное внимание — это внимания, которое возникает в результате волевых усилий. Этот вид внимание формируется ближе к школьному возрасту, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Ребёнку требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.
  • Послепроизвольное внимание — это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий.

Различают пять свойств внимания:

  • Концентрация — это умение сосредотачиваться на одном объекте или деятельности.
  • Распределение — способность человека удерживать в центре внимания множество объектов.
  • Переключаемость — способность переключать внимание с одного объекта на другой.
  • Объём — измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринимать одновременно.
  • Устойчивость — это длительность удержания внимания на предмете или какой — либо деятельности.

Почему важно учить и учиться концентрации внимания

Есть люди с диагнозом умственной отсталости, которые становятся гениями в определенной сфере. Вспоминается Форрест Гамп – главный герой фильма Роберта Земекиса (кстати, у этого героя есть реальный прототип). Страдая лёгкой степенью умственной отсталости, он, тем не менее, смог добиться выдающихся успехов в разных сферах жизни. Помните, как у него это получалось? Просто он всё своё внимание без остатка отдавал тому, чем занимался в данный момент, ни о чём больше не думая и ни на что больше не отвлекаясь. И этого было достаточно!

Успех во всех наших делах зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо мы можем концентрировать своё внимание на решаемой задаче или проблеме: как долго и настолько чётко мы можем удерживать её в фокусе нашего сознания, ни на что больше не отвлекаясь.

Если человек не умеет концентрировать внимание на неинтересной задаче в 4 года или в 15 лет — это нормально. У него еще много времени научиться этому.

Как определить, есть ли у ребёнка трудности с вниманием?

Если родители не уверены, испытывает ли их ребенок трудности с концентрацией внимания в классе, можно попробовать ответить на следующие вопросы:

– Ваш ребенок часто поздно приходит в школу или из школы?

– Ваш ребенок часто испытывает нехватку времени, например, когда готовится к работе в классе или с домашним заданием?

– Ваш ребенок нервничает, когда говорит о школе?

– Ваш ребенок жалуется на несправедливое обращение в школе?

– Ваш ребенок жалуется на нехватку времени на уроках или во время проверочных работ?

Читайте также:  Системы налогообложения для компаний и ИП в 2021 году в РФ

– Ваш ребенок забывает домашнее задание?

– Ваш ребенок забывает заранее подготовиться к классной работе?

– Ваш ребенок часто забывает свои спортивные или учебные принадлежности?

– Ваш ребенок теряет тетради или книги?

Как стресс влияет на внимание

Каждый кейс индивидуален. А в случае с Машей оказалось вот что. Родители всегда своим примером давали понять, что учиться можно только на самые высокие отметки, и не тратили слишком много времени на разговоры по душам. Маша для них — как проект или объект. Когда возникли проблемы, ее не спросили, как она видит всю эту ситуацию, что ее беспокоит.

Но одного ответа на вопрос «почему?» недостаточно. Хочется понять, что же делать. Поговорить. Не оценивать, не требовать, а слушать и договариваться.

Ребенок в этом возрасте все еще рассчитывает на родителей, когда у него возникают вопросы о себе и о жизни. Но он очень болезненно воспринимает негативную оценку, распоряжения — ему кажется, что с ним обращаются как с вещью, а не как с человеком. Тогда его и кидает то в интернет, то в компанию таких же подростков.

Как помочь невнимательному ребенку?

Важные условия для развития внимания у детей:

  1. Физическая активность. Некоторые виды спорта, игры с мячом эффективно тренируют один из ключевых элементов внимания — концентрацию.
  2. Развитие внимания в повседневной жизни. Можно использовать любую жизненную ситуацию, чтобы учить малыша концентрироваться на каком-то предмете и детально его изучать.
  3. Развивающие занятия. Любой вид деятельности, где нужно думать, анализировать, полезен для развития когнитивных способностей (в частности, внимания). Можно выбрать для школьника внешкольные углубленные занятия по конкретным предметам, а можно использовать специальные развивающие курсы, направленные именно на тренировку познавательных способностей.

Виды внимания и их особенности

Внимание – функция психики, которая является основой всех образовательных процессов независимо от возраста и вида деятельности. Чемпионы спортивных состязаний, лауреаты Нобелевской премии, буддистские ламы выделяют умение сконцентрироваться как один из важных факторов, который позволяет добиваться успеха.

Под понятием «внимание» подразумевается отбор информации для выполнения поставленной задачи, который выполняется сознательно или бессознательно, поступает через все органы чувств. Поток данных, которые содержат неактуальные для человека на данный момент сведения, становятся фоном. Исходя из особенностей участия в сборе информации, выделяют следующие виды внимания:

  • Непроизвольное. Возникает рефлекторно, без усилий со стороны ребенка. Он концентрируется на том предмете (действии), которое привлекло его внимание. В возрасте до 3 лет именно такой вид внимания является основным.
  • Произвольное. Сознание управляется желанием человека, его волевым усилием. Его длительное поддержание утомляет, поэтому в основном дети до 9 лет в таком режиме могут выполнять краткосрочные задачи. Формирование этого вида внимания формируется ближе к 7 годам. От того насколько оно развито во многом зависит готовность ребенка к школе.
  • Постпроизвольное. Промежуточное состояние между непроизвольным вниманием и сосредоточенностью на поставленной задаче, поддерживаемой исключительно волей человека. При этом выполняются поставленные задачи без перегрузки нервной системы, действия приносят удовольствие. Организм работает в сбалансированном режиме, ресурс ограничен только естественным утомлением.

Упражнения на внимание для подростков и школьников

Задания и различные техники, направленные на повышение внимательности, могут стать полезной альтернативой другим детским играм. Выполнение таких упражнений положительно влияет на развитие концентрации внимания у младших школьников, и является ответом на вопрос, как развить внимание у подростка. Ниже приведем некоторые из них.

  1. Чёрная точка

    Одна из самых простых в подготовке, но сложных для выполнения задач. Её суть заключается в том, чтобы в течение 5-10 минут смотреть только на чёрную точку, нарисованную в центре листа А4, не отрывая глаз и не отвлекаясь от неё в мыслях. Это упражнение является базовым на курсах скорочтения и отлично расширяет поле зрения.

  2. Сосредоточиться на предмете

    Упражнение похоже на предыдущее, отличие только в объекте созерцания и наличии отвлекающего фактора. Перед включенным телевизором с любимым мультиком нужно поставить будильник, а ребёнок должен следить за секундной стрелкой и стараться не отвлекаться на происходящее позади на экране.

  3. Найти предмет

    Задача ребёнка – найти в комнате загаданный предмет по описанию. Названные признаки должны быть ему очевидными и понятными.

  4. Запомнить картинку

    Ребёнок смотрит в течение 5-10 секунд на картинку, а затем по памяти старается перечислить всё, что на ней увидел. При достижении успеха время, отведенное на запоминание, можно постепенно сокращать. А упражнение можно повторять с разными предметами, людьми или даже новыми интерьерами.

  5. Корректура текста

    Для упражнения понадобятся любые распечатанные тексты: подойдет и газета, и ненужная книга, – в которых юный корректор найдет и вычеркнет все обозначенные буквы. Для развития внимания таким способом у ребёнка до 10 лет следует использовать крупный шрифт текста.

  6. Найти слово

    В каждом предложенном ребёнку для тренировки слове предлагается найти другое слово: «коса → оса», «полк → пол» и т.д. Если разрешить переставлять буквы местами, получится другая любимая всеми игра на составление разных слов из одного длинного.

  7. Случайные буквы

    В таблице, в которую в произвольном порядке вписываются буквы русского алфавита, необходимо найти как можно больше случайно сложившихся по вертикали и горизонтали слов.

  8. Симметричный рисунок

    На листе в клеточку нужно нарисовать вертикальную линию и с одной стороны от нее какую-нибудь фигуру необычной формы. Ребенок должен зеркально отразить получившийся рисунок, чтобы дорисованная им часть оказалась симметричной исходной.

  9. Цепочки

    Играть можно вдвоём или всей семьей, а составлять цепочки нужно по очереди из слов любой выбранной тематики: городов, имён, съедобных продуктов и т.д. Затем каждый ход игрок повторяет всю получившуюся до него цепочку целиком и добавляет к ней ещё одно слово.

  10. Таблица Шульте

    Это упражнение больше предназначено для подростков, но подойдет и для развития зрительного внимания у младших школьников, которые уже освоили счёт. Таблица 5×5 случайным образом заполняется числами от 1 до 25. Ребёнок должен за как можно меньшее время отыскать все числа по порядку. Одна конфигурация таблицы используется только для одной попытки.

Читайте также:  Зачем взрослому свидетельство о рождении?

Какие есть виды внимания

Внимание бывает трёх видов: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

  • Непроизвольное внимание возникает само собой с первого года жизни малыша, ребёнок без усилий концентрируется на всём необычном и интересном.

  • Произвольное внимание формируется ближе к школе, примерно к 7 годам, и продолжает развиваться с каждым годом. Школьнику требуется прикладывать усилия, чтобы сосредоточиться на том, что он должен сделать, а не на том, что хочется ему.

  • Послепроизвольное внимание похоже на произвольное, однако особенность его заключается в том, что ребёнок выполняет все задачи с удовольствием.>


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]