Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Участникам Программы предоставляется один из видов содействия:». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приобретение собственного жилья или улучшение уже существующих жилищных условий не каждой семье и не каждому гражданину оказывается по карману. При этом рассчитывать на материальную помощь со стороны государства могут только те граждане, которые попадают под определенные льготные категории.
Какие документы нужны для участия в программе?
Итоговый список документов может меняться от программы к программе, но велика вероятность, что вам понадобится большая часть из следующих документов (приведен список документов для участия в программе «Молодая семья»):
-
подписанное заявление об участии в программе в 2 экземплярах (один экземпляр останется у вас);
-
паспорта всех членов молодой семьи, свидетельства о рождении детей и копии;
-
свидетельства о браке и копии(только для полных семей);
-
документы, подтверждающие, что вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий, например, технический паспорт на квартиру, подтверждающий, что на каждого члена семьи приходится площадь меньше региональной нормы;
-
выписка из ЕГРН или справка из БТИ, где указаны сведения обо всей зарегистрированной на вас недвижимости с 1995 года);
-
финансовые документы, например, выписка по банковскому счету и справка о доходах и удержанных суммах налога (бывшая 2-НДФЛ), чтобы подтвердить, что сможете выплачивать ипотечный кредит или заем;
-
сведения о регистрации каждого члена семьи;
-
реквизиты банковского счета.
Кроме того, вам могут понадобиться:
-
сертификат на материнский (семейный) капитал (при его наличии);
-
справка о составе семьи из управляющей компании;
-
выписка об отсутствии долгов по коммунальным платежам;
-
документы на жилье, которое планируется приобрести.
Разумеется, после получения определенного статуса и подачи заявки никто не гарантирует скорый переезд в новую квартиру. Запрос будет поставлен в очередь, но некоторые категории граждан имеют приоритетное право на получение жилья. Это ветераны Великой Отечественной войны, люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, члены семей работников правоохранительных органов и военнослужащих, погибших при исполнении. Вторые в списке — инвалиды, сироты, жертвы стихийных катастроф, работники прокуратуры и суда. И лишь затем на общих основаниях рассматриваются заявки многодетных, малоимущих семей и граждан, нуждающихся в улучшении условий из-за недостатка площади квартир и ветхости домов, в которых они живут.
Как улучшить жилищные условия. Основания постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для того, чтобы улучшить жилищные условия в г. Санкт-Петербурге, необходимо соответствовать определенным требованиям:
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года “О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге” Ν 407-65 (Далее – Закон № 407-65), жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
– Гражданам, являющимся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальной квартире, включенной в перечень коммунальных квартир, подлежащих расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга по расселению коммунальных квартир в Санкт-Петербурге;
– Гражданам, имеющим пять и более несовершеннолетних детей;
– Гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, которые рождены одновременно;
– Гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в числе которых ребенок-инвалид (дети-инвалиды).
Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и свою очередность без подачи заявления.
Снятие с жилищного учета
Граждане подлежат снятию с жилищного учета в случаях:
- оказания им содействия в улучшении жилищных условий или предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге;
- подачи ими в уполномоченный орган заявления о снятии с жилищного учета;
- утраты оснований признания их нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий;
- их выезда на место жительства за пределы территории Санкт-Петербурга;
- выявления в представленных ими документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа;
- вступления в законную силу решения суда об объявлении нуждающегося в содействии в улучшении жилищных условий умершим или признании его безвестно отсутствующим без снятия с учета совместно проживавших с ним членов семьи;
- смерти нуждающегося в содействии в улучшении жилищных условий без снятия с учета совместно проживавших с ним членов семьи.
Кто может претендовать на улучшение жилищных условий
Для того, чтобы принять участие в программе “Улучшение жилищных условий”, необходимо стать “Городским очередником”. Общие требования к участникам программ:
- Проживание в Санкт-Петербурге не менее 10 лет (при условии постоянной регистрации, желательно, чтобы место регистрации не менялось последние 5 лет);
- На человека должно приходиться не более 9 кв. метров, для коммунальных квартир — до 15 кв. метров;
Категории граждан, имеющие право постановки на учет:
- Малоимущие граждане;
- Многодетные семьи;
- Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами;
- Герои СССР и РФ, участники и инвалиды ВОВ, а также лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
- Граждане, реабилитированные после репрессий, утратившие жилье.
В первую очередь рассматриваются многодетные семьи, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, ветераны ВОВ.
Кому-то для постановки на очередь мешают лишние полметра, кто-то не может купить новое жилье, потому что не хватает денег даже с использованием субсидии. Чаще всего, что-то можно сделать.
- Было такое, казалось бы нерешаемое, дело, которое удалось решить. В коммунальной квартире одна комната принадлежала гражданке А, которая стояла на очереди по улучшению жилищных условий. Вторая комната — гражданке Б, которая умерла, и ее комнату предоставили гражданке Г. На требование гражданки А об освобождении незаконно заселенной комнаты и передаче ее ей же, Администрация отказалась изменить свое решение и пришлось подавать в суд. В суде доказывалось незаконное предоставление жилья гражданке Г. Одновременно адвокат для гражданки А получил субсидию в достаточном размере, что позволило заключить с соседкой мировое соглашение. В результате гражданка А получила всю квартиру, гражданке Г. с использованием субсидии мы подобрали тоже отдельную квартиру в другом месте.
- В семье по рассчетам были лишние квадратные метры на человека. «Классически» ничего не придумали. Решали замерить площадь. Оказалось, что в реальности, действительно, площади на 0,7 м2 меньше. Вызвали кадастрового инженера, перемерили, подтвердили. Внесли изменения в документы о собственности. Встали на очередь.
Каждый раз надо подбирать программы и разрабатывать сложные цепочки взаимосвязей, которые приведут к желаемому результату. Можно действовать просто (например, продать старое плюс субсидии по одной-двум программам, купить новое, улучшенное и большое). Иногда так не получается. Не «пролезаем» по метражу, например (есть варианты). Приходится задействовать жилье родственников, знакомых, чтобы получить субсидии и далее улучшать что-то, что можно улучшить. Хуже, если вообще нет стартового жилья. Или количество очередников настолько велико, что удовлетворить желания — проблемно. Тогда надо отдать ситуацию в надежные руки юристов или адвокатов по улучшению жилищных условий. Попробовать «склеить» сделку. Итог важен и для Вас, и для специалиста, который поможет работать с такой проблемой.
- В коммунальной квартире у очень стареньких супругов были маленькие доли в разных комнатах. Так бывает после дарения или наследования, с последующей заменой сторон. Определить кто где живет — не представлялось возможным (слишком долгий предполагался суд). Соседи были категорически против любых переговоров, плюс постоянно издевались над стариками. Мы все же нашли вариант переговров с соседями, предложив им продать всю квартиру, с получением субсидий, они начали разговаривать, пошли навстречу. С помощью риэлторов нашли хороший разъезд, получили субсидии, и наши супруги переехали в небольшую двухкомнатную квартиру.
- В однокомнатной квартире проживали мать и сын, работающий в МВД. Сына не ставили на очередь, указывая на обеспеченность жильем. Как оказалось, сын много лет снимал квартиру рядом с местом работы. Это обстоятельство помогло доказать в суде, что мать и сын не ведут совместного хозяйства, являются разными семьями. Получив решение суда, сын встал на очередь и через несколько лет получил отдельную квартиру.
Очередь по содействию в улучшении жилищных условий спб
- субсидирование из местного бюджета на постройку жилья или его покупку;
- выдача жилья по контрактам социального найма помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга;
- вероятность использования гражданами России, а также покупки квартиры, которая является собственностью города, с учетом скидки;
- предоставление во владение приусадебного участка на бесплатной основе для последующего строительства, если обратившийся в Жилищный комитет входит в список участников программы, обозначенных в действующем законодательстве;
- улучшение жилищных условий в Санкт–Петербурге возможно также при содействии органов власти для лучшего использования личных средств граждан России в случаях, установленных законодательством.
Стоит обратить внимание, что чиновники тщательно проверяют все данные, предоставленные претендентом на помощь от государства. Если жилищная комиссия выявит, что у гражданина все-таки имеется жилье, которое соответствует нормам законодательства, пусть и находящееся в другом регионе, шанс получить жилье равен нулю.
Жилищные субсидии в Петербурге: кто и как может получить
Механизм следующий: участник программы приобретает одну из предложенных городом квартир по цене, которая определяется правительством Санкт-Петербурга. При этом придется заплатить 20% в виде первоначального взноса из собственных средств, а оставшиеся 80% даются государством в беспроцентную рассрочку на 10 лет. Однако ежеквартально необходимо подтверждать факт работы в бюджетном учреждении.
- Все собственники в коммунальной квартире продают комнаты единственному покупателю, а на средства выплаты покупает себе жилье;
- Один собственник может выкупить доли соседей и стать полноправным владельцем всей квартиры.Остальные с помощью выплаты приобретают другое жилье.
- Если свободная комната принадлежит государству, то проживающие в другой комнате могут ее выкупить по льготной цене.
- Обмен с целью односемейного заселения квартир.
Размер социальной выплаты определяется в процентах от расчетной стоимости жилья для семьи. Для Ленинградской области он представляет собой сумму, стандартную для большинства регионов РФ:
- 30% — для бездетных пар.
- 35% — для неполных семей и родителей хотя бы с одним ребенком.
- +5% — дополнительная выплата по случаю рождения (усыновления) ребенка семьей, участвующей в программе.
Расчетная стоимость зависит от двух факторов:
- Состава семьи и установленной нормативной площади для него. Для семейства из двух человек берется площадь 42 м², для трех и более — по 18 м² на человека.
- Нормативной стоимости квадратного метра жилплощади в муниципальном образовании. Стоимость не может быть больше среднерыночной по области. Последняя в Ленинградской области во 2-м квартале 2021 г. составляет 42 006 руб. Дороже только в Москве, МО, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке.
Согласно такому определению расчетной стоимости, размер выплаты для всех семей одной и той же численности в области будет одинаковым. А площадь нового жилья, купленного или строящегося, не может быть меньше норматива (42 м² на семью из 2-х человек и т.д.).
Постановка на учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий
Содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий оказывается гражданам Российской Федерации, проживающим постоянно в Санкт-Петербурге не менее 10 лет
и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или на учет нуждающихся в содействии города для улучшения жилищных условий.
Оказание содействия в улучшении жилищных условий производится в следующих формах:
- предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья;
- предоставление по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга;
- предоставления возможности приобретения жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования и иных жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, целевым назначением, в том числе с рассрочкой оплаты и на других льготных условиях;
- содействия в улучшении жилищных условий граждан с использованием их собственных средств в иных установленных законами Санкт-Петербурга формах.
О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан
1) если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или (и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»;
3. Граждане, которым содействие в улучшении жилищных условий уже оказывалось, но у которых после указанного содействия в результате совершенных ими действий, за исключением рождения или усыновления детей, жилищная обеспеченность стала менее установленного настоящим Законом Санкт-Петербурга учетного норматива жилищной обеспеченности, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через десять лет после дня, в который было оказано содействие.
Кто может рассчитывать на предоставление льгот?
В настоящее время круг граждан, имеющих возможность встать в очередь в льготном порядке, очень ограничен. Жилищное законодательство устанавливает такое право лишь для малоимущих семей. Но приобрести такой статус не трудно. Достаточно обратиться с необходимой документацией в отдел соцзащиты населения, территориально расположенного по месту проживания заявителя.
Кстати, важным требованием для занесения на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий является подтвержденный факт проживания в конкретном регионе больше 10 лет. А последние из них лицо должно жить в непригодной для нормального существования квартире более 5 лет.
Воспользоваться правом улучшения жилья без внесения в очередность вправе отдельные категории граждан. Это лица, у которых:
- Есть серьезные заболевания. Например, расстройства психики, туберкулез, ВИЧ и прочие;
- Жилплощадь признана в установленном порядке непригодной для проживания;
- Нет собственного жилья в силу веских причин. К ним относятся граждане, потерявшие опекуна, совершеннолетние воспитанники детдомов и прочее.
Социальная помощь может выражаться в различных государственных программах, предусматривающих как предоставление жилплощади, так и улучшение условий жизни семьи путем выдачи льготной ипотеки, субсидий, компенсаций и т.д.
Комментарии к ст. 56 ЖК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
2. Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.
Жилищный кодекс РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.
3. Следует обратить внимание на то, что в отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, комментируемая статья не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета. Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление. Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием для снятия с учета.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК).
Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими или относящимися к особой названной в законе категории граждан либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства:
1) увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете (к примеру, доходов, связанных с получаемых членами семьи по трудовым договорам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, компенсаций, выплачиваемых государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходных пособий, выплачиваемых при увольнении, компенсаций при выходе в отставку, заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.п.)); увеличение доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), в том числе доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); увеличение других доходов, связанных, к примеру, с оплатой работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, материальной помощью, оказываемой работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, авторскими вознаграждениями, получаемыми в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования, занятием предпринимательской деятельностью, включая увеличение доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходов по акциям, принадлежащим членам семьи, и других доходов от их участия в управлении собственностью организации, увеличением процентов по их банковским вкладам, получением ими наследуемых и подаренных денежных средств и др.;
2) увеличение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, состоящих на учете, и подлежащего налогообложению (к примеру, в связи с изменением соотношения спроса и предложения на рынке стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности у членов семьи, получением в порядке наследования нового имущества и т.п.);
3) улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).
5. Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарий к ст. ст. 52 и 57 ЖК), то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, учитывая особенности организации местного самоуправления в этих городах.