Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комиссии по легализации налоговой базы: что делать, если получили приглашение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная цель комиссий по легализации налоговой базы — побудить к уплате больше НДФЛ и страховых взносов. Конечно, речь не о добросовестных плательщиках (агентах), а о тех, кто скрывает факты хозяйственной деятельности либо отражает их в учете не полностью, а также подает недостоверную отчетность.

Критерии отбора на налоговые комиссии

Изначально комиссии по легализации налоговой базы создавались с целью увеличения поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Их массово создавали при инспекциях и региональных управлениях ФНС, при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Порядок работы комиссий по легализации налоговой базы впервые был прописан в письме ФНС от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12722@. В нем же налоговая служба перечислила критерии отбора налогоплательщиков для вызова на комиссии по легализации налогов.

Согласно этому письму, налоговики отбирают кандидатов на комиссии по легализации налоговой базы по следующим основным критериям:

  • Наличие убытков за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при «упрощенке», ЕСХН, НДФЛ, уплачиваемому ИП.
  • Низкая налоговая нагрузка по НДС (возникает при доле вычетов НДС более 89%).
  • Недоимка по НДФЛ или уплата налога на 10% меньше относительно предыдущего налогового периода.
  • Зарплата сотрудников меньше МРОТ или средней зарплаты по отрасли.

В качестве дополнительных критериев в письме названы:

  • Применение налоговых льгот без должных оснований.
  • Заявление НДС к возмещению.
  • Нарушение налогового законодательства и др.

Неординарные комиссии

Поскольку принципы отбора компаний на комиссии по легализации налогов и порядок их проведения в законодательстве не прописаны – в том самом письме ФНС, о котором мы упоминали в самом начале публикации, черным по белому написано, что для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны «иные налогоплательщики».

В связи с этим налоговики на местах проявляют смекалку и проводят «самодеятельные» комиссии. Некоторые, к примеру, устраивают комиссии для мигрирующих компаний. Особенно рискуют организации, которые переехали из другого региона и при этом еще имеют непогашенные налоговые долги и убытки.

Другие ИФНС проводят налоговые комиссии для компаний на спецрежимах. В частности, тех, кто работает на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» и платят минимальный налог или показывают убытки. Кое-где популярны так называемые «отраслевые» комиссии – на них приглашают представителей самой проблемной, с точки зрения инспекторов, отрасли в регионе. В Москве это строительство – именно в этой сфере чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства.

Не так давно появились комиссии по миграции бизнеса. На них налоговики вызывают руководителей и требуют объяснений – зачем компания уходит в другой регион. Цель таких комиссий – удержать добросовестных налогоплательщиков и не пускать в регион компании с нехорошей «налоговой историей».

Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:

1) выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;

2) анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;

3) информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);

4) подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

5) проведение заседания комиссии;

6) отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;

7) выявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

На каждом из этих этапов налоговый орган осуществляет определенные действия. Понимать и знать то, на какие показатели налоговый орган обращает внимание, важно, чтобы успеть устранить недочеты до вызова на заседание комиссии, а также уметь объяснить и документально подтвердить обстоятельства, в связи с которыми показатели налогоплательщика не соответствуют ожидаемым инспекцией.

Читайте также:  Как узнать статус регистрации сделки

Шанс добровольно закрыть все вопросы

Прежде чем пригласить налогоплательщика или агента в ФНС, ему могут направить информационное письмо с предложением самостоятельно проанализировать свою деятельность в части налоговой нагрузки по НДФЛ и страховым взносам, в том числе по определению налоговой базы и вычетов. Если субъект попал в поле зрения комиссии из-за задолженности, ее будет предложено погасить. Если же причиной стала искаженная налоговая и бухгалтерская отчетность, у субъекта будет шанс внести в нее изменения.

В письме должны быть изложены факты нарушений, которые были выявлены в ходе предыдущего анализа. А также вопросы, ответы на которые специалисты ФНС хотят получить.

Среди прочего налогоплательщику (агенту) может быть предложено:

  • погасить задолженность;
  • провести самостоятельную оценку рисков (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@);
  • исчислить НДФЛ и страховые взносы исходя из реальных доходов;
  • скорректировать базу по НДФЛ и страховым взносам, уточнив профессиональные вычеты и сумму необлагаемых доходов;
  • представить уточненные декларации и расчеты.

На принятие мер субъекту дается 10 рабочих дней с даты получения письма. Само же письмо должно направляться не позже, чем за месяц до предполагаемой даты заседания комиссии.

Факт отсутствия на заседании приглашенного субъекта будет отражен в протоколе. Если это вызвано уважительными причинами, то заседание могут перенести. Если же нет, то оно состоится и без «ответчика». При этом на нарушителя могут наложить штраф по статье 19.4 КоАП РФ в сумме 500–1000 рублей для гражданина и 2000–4000 рублей — для должностного лица.

Если приглашенное лицо не явилось (не направило своего представителя) и при этом в его деятельности по данным отчетности не намечается позитивных изменений, то в его отношении могут быть приняты иные меры:

  • вызов на комиссию при органах муниципальной власти (или региональной, если речь об унитарных предприятиях или акционерных обществах с участием государственных структур);
  • предпроверочный анализ деятельности;
  • выездная проверка.

Кто входит в состав рабочей группы

Раньше в состав рабочей комиссии по легализации объектов налогообложения включали сотрудников и начальников разных отделов инспекции. Сейчас рабочие группы формируют по тому же принципу. В совещательный орган входят работники и руководители структурных подразделений территориальной инспекции ФНС.

Цель рабочей группы — обнаружить, предотвратить нарушения и увеличить поступление налогов, сборов и взносов в бюджет. К примеру, налоговики пристально следят за теневыми зарплатами, неоформлением работников, привлечением самозанятых. В инспекции рассматривают правильность формирования налоговой базы по НДФЛ, страховым взносам и определяют полноту расчетов с бюджетом. К компетенции рабочей группы относят анализ убытков в декларациях, высокой доли вычетов по НДС и проч.

После комиссии по легализации налоговой базы назначат выездную проверку?

Это зависит от очень многих факторов. Говорить «в общем», не на примере конкретной ситуации — то же самое, что блуждать в тумане. Но мы попробуем.

Назначение выездной проверки зависит от конкретной ИФНС и её плана. По неофициальным комментариям налоговых инспекторов в Москве, риски назначения выездной возникают если на комиссии вам вменяют доплату более 5 млн руб.

В период пандемии продолжительность проверок сильно увеличилась, потому что налоговики всё согласовывают в управлении службы. В среднем ВНП длится до 12 месяцев, плюс оформление результатов выездной проверки – еще несколько месяцев. Но поступление НДС в бюджет налоговой требуется прямо сейчас, чтобы показать хорошие цифры по результатам года. Что из этого следует?

Отчасти это значит, что инспекция будет рада любым деньгам. С этой позиции имеет смысл согласиться с налоговой и доплатить НДС, если это можно сделать без серьёзных последствий для финансов компании.

Есть мнение, что стоит один раз «повестись» и заплатить по требованию инспекции, то она начнёт «доить» постоянно. С этой позицией мы можем поспорить. По нашему мнению, доплачивать надо по тем контрагентам, претензии по которым обоснованы, например:

  • если директор и учредитель отказались от участия в деятельности компании-контрагента (уже внесены записи о недостоверности сведений в этой части)
  • у вас отсутствуют расчеты в адрес контрагента,
  • по банковской выписке ваш контрагент не закупал тот товар, который по договору поставлял в ваш адрес
  • деньги контрагент обналичивал через ПКО, корпоративные карты или направлял на счета ИП или физических лиц и т.д.

Доплата по контрагентам у которых повышенный риск, позволит точечно уточнить налоговые обязательства. В свою очередь когда «плохие» контрагенты будут исключены из книги покупок, то у инспекции не будет «серьезных» причин включать вас в план выездных.

Региональная межведомственная комиссия по налогам: особенности работы

Межведомственная налоговая комиссия в регионе может учреждаться как инструмент:

  • увеличения налоговых платежей в консолидированный бюджет субъекта, во внебюджетные фонды;
  • снижения неформальной занятости граждан.
Читайте также:  ЧП с картой: что делать и куда бежать

Комиссия наделяется правами:

  • по запросу документации из различных органов власти — в том числе ФНС (по задолженностям работодателей в различные бюджеты и иным нарушениям), Трудинспекции (по задолженностям выплаты зарплаты), Минтруда (по трудоустройству граждан), ФССП (по взысканию задолженностей в бюджеты);
  • по приглашению на комиссию должностных лиц от различных органов;
  • по приглашению на комиссию налогоплательщиков и плательщиков страхвзносов.

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Оценим серьёзность доказательств инспекции

(у неё могут быть формальные аргументы вроде адреса массовой регистрации, а могут быть реальные, например, если оплата по договору должна была быть в пользу налогоплательщика давно, а её нет и налогоплательщик не пытается никак её истребовать).

Оценим, насколько велик риск того, что ситуация перерастёт в выездную проверку

(это самый плохой вариант).

Посоветуем, что лучше делать:

платить или бодаться, доказывая реальность контрагента

Поможем собрать доказательства должной осмотрительности, реальности сделки, правильно это оформить

и написать в инспекцию аргументированный ответ на протокол.

ИП на упрощенке при торговле криптовалютами. Какой вариант упрощенки выбрать?

Какой объект упрощенки при налогообложении криптовалют выбрать? Как мы знаем, упрощенная система налогообложения предполагает 2 (два) типа объекта налогообложения. Можно выбрать объект, подав соответствующее Заявление при регистрации ИП, либо в течение одного месяца с момента регистрации ИП:

  • Объект УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов», с налоговой ставкой 15%
  • Объект УСН «Доходы» со ставкой 6%

Сразу оговорюсь. Если вы собираетесь торговать криптовалютами, то применять объект «Доходы, уменьшенные на величину расходов» в настоящее время рискованно, так как не совсем понятно, как это делать. Единственно возможное основание принятия расходов в Налоговом Кодексе прописано в подпункте 23 п.1 ст. 346.16 и звучит, как «расходы по оплате стоимости ТОВАРОВ, приобретенных для дальнейшей реализации». Пока не понятно, позволит ли Минфин определять продажу криптовалюты, как ТОВАР, и можно ли применить данный подпункт для торговли криптовалютами. Ждем разъяснений Минфина или соответствующих поправок в НК.

Наименьшее количество вопросов вызывает применение УСН с объектом «Доходы». При таком варианте использованиявсе доходы, поступившие в кошелек и/или на счет ИП будут облагаться по ставке 6%. С точки зрения налоговой нагрузки, не очень комфортный режим, ведь учесть расходы по приобретению криптовалюты нельзя.

Не секрет, что счета многих физлиц и ИП при работе с криптовалютами, блокируются банками на основании закона №115 ФЗ «О легализации…». Я часто сталкивалась с подобной проблемой, так как зачастую такие люди обращались ко мне за помощью с просьбой помочь разблокировать счет.

Читайте также:  Посадят ли в тюрьму, если повторно попался в нетрезвом состоянии?

Анализируя свой опыт, могу сделать вывод о том, что в основном пользователями совершаются стандартные ошибки, которых можно избежать. Для этого достаточно понять, что Банк — это довольно-таки не мобильный орган и, в силу закона №115-ФЗ, он обязан следить за «легальностью» денежных средств, поступивших на счет. Видя непонятную ему активность, пусть уже и более-менее легализованную в РФ, у банка все равно остаются вопросы, которые клиент обязан рассеять:

  1. Что за операции совершаются? Откуда деньги?
  2. Платятся ли налоги с данных доходов?
  3. Сдается ли налоговая отчетность?

Отвечая на данные вопросы надо максимально раскрыть имеющуюся информацию.

Оценим серьёзность доказательств инспекции

(у неё могут быть формальные аргументы вроде адреса массовой регистрации, а могут быть реальные, например, если оплата по договору должна была быть в пользу налогоплательщика давно, а её нет и налогоплательщик не пытается никак её истребовать).

Оценим, насколько велик риск того, что ситуация перерастёт в выездную проверку

(это самый плохой вариант).

Посоветуем, что лучше делать:

платить или бодаться, доказывая реальность контрагента

Поможем собрать доказательства должной осмотрительности, реальности сделки, правильно это оформить

и написать в инспекцию аргументированный ответ на протокол.

В нее, как правило, входят сотрудники, полномочия которых распространяются на те сферы, по которым поставлены вопросы. Ими могут быть, в частности, руководители структурных подразделений, выполняющих проверки (камеральные, выездные), предпроверочный анализ, служащие, участвующие в урегулировании задолженности. Юристы в комиссию не входят.

В отдельных случаях в беседе могут участвовать представители исполнительных структур власти, ПФР, Государственной трудовой инспекции, прокуратуры, правоохранительных органов. Как правило, для включения этих лиц в состав комиссии должны быть особые основания.

Раньше вопросы комиссии были связаны только с получением убытков либо выплатой зарплаты, сумма которой меньше среднеотраслевого размера, а также с планами предпринимателя по повышению прибыльности своего бизнеса.

Составить перечень предполагаемых вопросов налоговиков субъект может, если проанализирует информацию о своей деятельности, размещенную в общедоступных источниках. Стоит сказать, что ИФНС также ведет мониторинг таких ресурсов и собирает сведения.

Особое внимание предпринимателю следует обратить на сделки, существенно повлиявшие на результаты деятельности. Вероятно, именно они и стали причиной убытков.

Любые сведения, которые лицо сообщит комиссии, будут повторно проверены по общедоступным источникам.

Проводя анализ работы предпринимателя, ИФНС учитывает разные факторы. В их числе сезонность, изменение расчетных схем, спад производства и пр. Квартальный отраслевой анализ выполняется с использованием материалов из сводов данных Росстата и информации с официальных сайтов российских холдингов с учетом оценок экспертов. Надо сказать, что статистические органы отказываются предоставлять подразделениям ФНС такие сведения. Инспекции получают нужную информацию из иных источников. К примеру, на сайте любой региональной администрации можно найти сведения о социально-экономической ситуации. При этом в сводке зачастую приводятся достижения крупных компаний и самых успешных предпринимателей с указанием показателей их финансовой деятельности.

Любая комиссия состоит из определенных этапов и действий налоговых органов:

1) выбор налогоплательщиков, чья деятельность будет рассмотрена на комиссии. Источником отбора служит информация, которой располагает налоговый орган, и информационные ресурсы, доступные инспекции;

2) анализ деятельности и контроль в отношении плательщиков, которых налоговый орган отобрал на первом этапе подготовки к заседанию комиссии;

3) информирование отобранных налогоплательщиков посредством направления писем. Цель рассылки – уведомить о выявленных нарушениях и предложить самостоятельно устранить их (например, уточнить отчетность или оплатить имеющуюся задолженность по НДФЛ или страховым взносам);

4) подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

5) проведение заседания комиссии;

6) отслеживание исполнения налогоплательщиками рекомендаций, предложенных инспекцией по результатам комиссии;

7) выявление плательщиков, не исправивших установленные налоговым органом нарушения, и принятие решения о дальнейших действиях: вызов на повторное заседание комиссии или включение налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]