Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Курс лекций по учебной дисциплине «Земельное право»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что такое имущественные отношения? Данный термин — в достаточной мере емкий. В российской правовой среде под таковыми принято понимать правовые отношения, предмет которых — некая собственность, как правило, имеющая форму товара. Наряду с данного типа коммуникациями есть также и неимущественные отношения, предмет которых — личные права человека, которые, вместе с тем, могут быть так или иначе связаны с имуществом.
Специфика имущественных отношений
Рассматриваемого типа отношения в РФ регулируются, главным образом, гражданским правом. Нормативные акты, регулирующие соответствующие коммуникации, классифицируют правоотношения на те, что отражают принадлежность той или иной собственности конкретному субъекту, те, что связаны с управлением имуществом, а также и те, что отражают процедуру перехода ее от одного владельца к другому. Вместе с тем, некоторые типы правоотношений могут регулироваться также и административным правом.
В соответствии с главой XII Земельного Кодекса РФ выделяют три основных вида земельного контроля (надзора) (рисунок 4):[3]
1. Государственный земельный надзор (далее — ГЗН) (ст. 71).
2. Муниципальный земельный контроль (далее – МЗК) (ст. 72).
3. Общественный земельный контроль (ст. 72.1).
Рисунок 4 – Виды земельного контроля
В данном параграфе уделим особое внимание рассмотрению вопросов, связанных с осуществлением ГЗН и МЗК. На законодательном уровне установлено осуществление земельного контроля (надзора) посредством осуществления рейдовых осмотров, а также в форме плановых и внеплановых проверок.[3]
Со вступлением в силу 01.01.2017 года Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года № 218-ФЗ произошло слияние двух государственных функций по кадастровому учету и регистрации прав объектов недвижимости в единую систему – Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).
Однако должного внимания, в том числе с принятием данного закона, состоянию, охране и рациональному использованию земель и земельных участков уделено не было. На данном этапе с целью повышения эффективности использования земельных участков существует необходимость разработки методик осуществления государственного, муниципального и общественного земельного контроля (надзора) и отражения результатов проведения земельного контроля (надзора) в дополнительных сведениях о земельных участках, включенных в ЕГРН.
Организация государственного земельного надзора осуществляется с разработки и утверждения Ежегодного плана проведения проверок (далее – План). Данный План разрабатывается на основании результатов проведения административных обследований объектов земельных отношений, результатов ранее проведенных проверок. План согласовывается и утверждается органами прокуратуры. Субъектами проверок при проведении государственного земельного надзора являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические лица (граждане), юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся землепользователями и (или) землевладельцами объектов земельных отношений. В результате осуществления государственного земельного надзора должностными лицами составляется Акт проверки соблюдения земельного законодательства.
По результатам проверок, в отношении лиц, совершивших нарушения, составляются Протоколы об административных правонарушениях. В случае выявления нарушений правообладателю земельного участка выдается Предписание об их устранении в установленный в Предписании срок. В случае не устранения правообладателем земельного участка в установленный срок нарушений, указанных в Предписании, орган, уполномоченный осуществлять государственной земельный надзор и выдавший такое Предписание, в 30- дневный срок со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение Предписания информирует об этом орган государственной власти или местного самоуправления. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка у его правообладателя. Результаты проведенных проверок в виде отчетов размещены на официальных сайтах органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный земельный надзор [11, с. 188].
В целях изменения сложившейся практики осуществления государственного земельного надзора предлагаю утвердить на законодательном уровне алгоритм проведения государственного земельного надзора с учетом организации плановых (рейдовых) осмотров земельных участков в рамках административного обследования с фиксацией выявленных нарушений, а также отображения полученных в результате проведения проверок при осуществлении ГЗН сведений в ЕГРН.
Фиксацию нарушений необходимо осуществлять на этапе осмотров с занесением информации в специализированную информационную систему. Кроме того, в рамках разработанного алгоритма целесообразно внести в нормативно-правовую базу, регулирующую порядок проведения государственного земельного надзора, изменения, касающиеся полномочий органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в целях организации мероприятий по внесению сведений о проведенных проверках и выявленных нарушениях в ЕГРН.
Основными задачами проведения муниципального земельного контроля являются:
− соблюдение собственниками, арендаторами, землепользователями земельных участков режима использования таких земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
− соблюдение порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов;
− своевременность оформления, переоформления правоустанавливающих документов на землю;
− соблюдение сроков освоения земельных участков;
− наличие и сохранность межевых знаков по границам земельных участков;
− сохранение и воспроизводство плодородия почв;
− выполнение мероприятий, направленных на предотвращение порчи земель;
− соблюдение градостроительных требований и регламентов при использовании земельных участков;
− выполнение мероприятий по охране земель и иные задачи.
Для решения указанных задач в рамках осуществления муниципального земельного контроля земельными инспекторами проводятся плановые и внеплановые проверки земельных участков в выездной и (или) документарной форме. В ходе проведения документарной и (или) выездной проверки муниципальными земельными инспекторами составляется Акт проверки соблюдения земельного законодательства (далее – Акт).
Приложением к Акту могут являться фототаблица или схематический чертеж земельного участка. В случае выявления нарушений требований земельного законодательства, проверяемому лицу выдается Предписание для устранения такого нарушения. Проблемой при проведении МЗК является тот факт, что должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, в отличие от государственных земельных инспекторов, не вправе самостоятельно привлекать правонарушителя к ответственности.
Предложения по усовершенствованию процедуры осуществления ГЗН и МЗК (рисунок 5):
Рисунок 5 — Предложения по усовершенствованию процедуры осуществления ГЗН и МЗК
Система земельного контроля (надзора), как показывает анализ практических материалов и статистических данных, не является совершенной, в связи с чем сформулированы основные предложения, направленные на модернизацию контрольно-надзорной системы в РФ.
1. Необходимость повсеместного внедрения осуществления плановых (рейдовых) осмотров земельных участков с применением автоматизированной информационной системы. При проведении плановых (рейдовых) осмотров земельных участков до исполнения функции по осуществлению земельного контроля (надзора) земельный инспектор формирует предварительный перечень земельных участков, в числе которых могут быть выявлены земельные участки с признаками нарушений требований земельного законодательства. Предполагается, что земельный инспектор будет осуществлять плановые (рейдовые) осмотры, используя информационную систему, установленную на рабочем мобильном телефоне или планшете. Выгрузка информации в хранилище данных позволит исключить в дальнейшем утрату материалов по результатам осуществленных проверок.
2. Увеличение размеров административных взысканий за нарушения требований земельного законодательства пропорционально нанесенному земельным участкам ущербу. Согласно статистическим данным осуществления земельного контроля (надзора) можно наблюдать тенденцию к тому, что количество устраненных нарушений не приближено к количеству выявленных, что говорит о том, что меры воздействия на правонарушителей земельного законодательства недостаточно эффективны. Одним из предложений по улучшению процедуры земельного контроля (надзора) в части недопущения (или 67 оперативного устранения выявленных нарушений требований земельного законодательства) является увеличение размеров административных взысканий или привлечение нарушителей к иным видам ответственности, предусмотренным законодательством РФ, вплоть до уголовной ответственности.
Положительные и отрицательные стороны профессии
Данная профессиональная область сопряжена с большой умственной нагрузкой и стрессом, однако является перспективной и доходной. Человек, работающий в данной области, должен совмещать в себе качества множества профессионалов: специалиста по юриспруденции, маркетолога, экономиста. Специалист должен уметь и найти подход к клиенту и правильно рассчитать стоимость собственности.
Профессия отлично подойдет для ярко выраженных экстравертов, которым не чуждо желание постоянно узнавать что-то новое и постоянно заниматься активной деятельностью, сопряженной с общением. Основополагающие качества, необходимые в данной профессии – это ответственность, пунктуальность, внимательность к деталям и, конечно, умение общаться с людьми.
Продажи – важная составляющая данной профессии, поэтому нужно иметь грамотно поставленную речь и заботиться о своем презентабельном внешнем виде. Широкий спрос на рынке подразумевает работу, как с частными клиентами, так и с крупными компаниями, нуждающимися в недвижимости.
Что является объектом земельных правоотношений?
К объектам земельно-имущественных отношений, согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ, относятся:
Однако большинство споров, связанных с правом собственности на землю, её оборотом и охраной относятся не только к земельным участкам, но и прочно связанным с ними объектов: зданий, строений и сооружений. Таким образом земельный участок и расположенный на нем объект, если находятся в собственности одного лица, становятся единым имущественным комплексом и соответственно единым объектом земельных отношений.
В свою очередь, субъектами земельного права может выступать как отдельный гражданин, так и юридическое лицо или орган государственный власти — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Ввиду вышеперечисленных факторов для разрешения вопросов, связанных с землей и находящихся на ней объектов необходим профессиональный юрист, имеющий обширную практику в земельных и гражданских правоотношениях. Каждый случай уникален, и положительный исход дела зависит от множества факторов. Для получения консультации юриста по земельным вопросам в Москве Вы можете обратиться в компанию Maxard.
Понятие и общие положения о правоотношениях
Под правоотношением понимается связь между субъектами урегулированного правом общественного отношения, в процессе которой у них возникают права и обязанности.
Причины (основания), вследствие которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, называются юридическими фактами. Иначе говоря, юридические факты — это некие обстоятельства жизни, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. В зависимости от способов регулирования (гражданско-правовые, земельно-правовые, административно-правовые и т.д.) и видов объектов регулируемых отношений правоотношения делятся на гражданские, земельные, административные и т.п.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Отношения – земельные и имущественные
Чтобы понять, в чем состоят земельные отношения, логичнее всего обратиться к Земельному кодексу Российской Федерации (ЗК РФ), где в п. 1. ст. 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» они определены следующим образом: «отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Земельные отношения ─ предмет регулирования земельного права.
Имущественные отношения, а также связанные с ними неимущественные регулируются нормами другой отрасли права ─ гражданским правом. Об этом сказано в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ), а именно в ст. 2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством».
Имущественные отношения часто определяют как имеющие форму ссуд, кредитов, аренды и купли-продажи отношения физических и юридических лиц между собой и друг с другом. Очевидно, что содержащиеся в ст. 2 ГК РФ слова о порядке осуществления права собственности и других вещных прав относятся в т. ч. и к обороту недвижимой собственности. А земля, вовлеченная в гражданский оборот, как известно, помимо множества прочих своих функций, является еще и недвижимостью.
В поисках компромисса
Но и сегодня связанная с необходимостью максимально четкого разграничения гражданско-правовых и земельных отношений проблема полномочий гражданского и земельного законодательств в земельном вопросе ─ благодатное поле для дискуссий.
Употребление «синтетического» термина «земельно-имущественные отношения» означает вторжение в область взаимного влияния двух отраслей права. Отраслей, в силу естественных причин (уж слишком близко они сошлись в данном случае), а не по злой или доброй воле людей конкурирующих между собой и пытающихся «перетянуть одеяло» на себя. Но одновременно с этим, объединение двух прилагательных («земельные» и «имущественные») в одно ─ «земельно-имущественные» означает попытку примирить объективные противоречия двух сфер права и конвертировать противостояние между ними в продуктивное русло. Это тем более оправдано, что ядро земельного права в значительной степени сформировано нормами права гражданского.
В п. 3 уже упоминавшейся ст. 2 ГК РФ сказано: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
В свою очередь, в п. 3 ст. 3 ЗК РФ говорится о том, что «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами».
Закон пытается найти разумный компромисс между двумя взглядами на землю. Словосочетание «земельно-имущественные отношения» можно рассматривать как проявление этого компромисса, а не просто как констатацию того, что земельно-имущественные отношения ─ это абсолютно заурядные имущественные отношения по поводу земли.
Специалист по земельно-имущественным отношениям
Как вы думаете, какое самое ценное имущество может быть у человека? Ответ, наверное, у каждого будет свой, но мы считаем, что самое ценное имущество – это земельный участок. Да, земельные участки стоят очень дорого в наше время, поэтому совсем не удивительно, что есть немало людей, которые занимаются вопросами ее оценки и так далее.
Таким человеком является специалист по земельно-имущественным отношениям. Работает он в риэлторских компаниях, а также в сфере недвижимости.
Занимается он тем, что проводит оценку имущества, земли, осуществляет операции по учету недвижимости, а также проводит аналитическую работу в сфере имущества и недвижимости. Работка, прямо скажем, не из легких. И не потому, что приходится много работать физически – как раз нет.
Такой специалист физически работает мало, но при этом на нем лежит серьезная ответственность. Данная специализация имеет прямое отношение к умственной деятельности.
Специалист по земельно-имущественным отношениям должен уметь:
- оформлять документы;
- осуществлять паспортизацию объектов;
- создавать базы данных по недвижимости.
Это подразумевает знание законов, которые имеют отношение к недвижимости и к земельным участкам. Рассмотрим более детально все особенности специализации.
Корпоративные отношения — отдельная сфера?
Вспомним, мы сказали о том, что все субъекты гражданско-правовых отношений — равноправны, одна сторона договора не может быть в субординации к другой. В свою очередь, внутри корпораций эта самая подчиненность, как правило, выражена значительно. Начальник отдела управляет наемными сотрудниками, а сам, в свою очередь, подчиняется директору. Конечно, некоторые моменты, регламентирующие подобные коммуникации, фиксируются в Трудовом праве, которое рассматривается большинством юристов отдельно от гражданского.
Вместе с тем участие тех или иных лиц в управлении организацией может быть вовсе никак не связано с нормами ТК. Например, владельцы хозяйственного общества могут не иметь никаких должностей в компании, которая им принадлежит, и в то же время непосредственным образом влиять на отношения, которые внутри нее формируются. Таким образом, корпоративное право — интереснейшая сфера, имеющая, с одной стороны, признаки схожести с гражданской — и многими юристами относимая именно к ней, с другой — характеризующаяся выраженной обособленностью по ряду критериев, которые мы обозначили.
Исилькульский муниципальный район Портал Правительства Омской области
- осуществление единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений на территории Исилькульского муниципального района Омской области;
- организация эффективного управления, распоряжения и использования имущества;
- осуществление приватизации имущества в пределах компетенции отдела на основе системного и планового подхода к приватизационному процессу;
- обеспечение разработки и реализации областных целевых программ по рациональному использованию и охране земель Исилькульского муниципального района;
- обеспечение полноты и достоверности учета имущества;
- обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения имуществом;
- защита имущественных интересов Исилькульского муниципального района.
Кто в администрации занимается земельными участками
1. Чтобы получить земельный участок под строительство, обратитесь в районную администрацию. Подайте заявление, предъявите паспорт с постоянной регистрацией. Вам предложат два варианта, первый – ждать предоставления земельного участка в порядке очереди. Второй – получить его, выиграв аукционные торги. У любого варианта имеются свои преимущества и недостатки.
Рекомендуем прочесть: Доплаты К Пенсии Женщинам Родившим Детей До 1990 Года
Конституцией РФ, в статье 35, провозглашается защита частной собственности от любого рода посягательств. Кроме того, лишиться этой собственности возможно только решением суда. Принудительное отчуждение собственности на нужды государства производится только после равноценного предварительного возмещения.
Принципы регулирования земельно-имущественных отношений
Участниками земельного рынка выступают собственники земли и те, кто желает её получить, а также лица, решающие вопросы различного характера из данной отрасли. Их роли выполняют юристы, сотрудники агентств недвижимости, кадастровые инженеры, а также профессионалы в других отраслях, необходимость в которых возникает в конкретных сделках. При этом контроль над совершением любых земельных операций остаётся за государством.
- оценка надела, а также расположенной на нём недвижимости;
- учёт участков и регулярный анализ земельного рынка;
- проведение различных видов съёмок (геодезической, фотографической), а также определение границ надела;
- оформление плана участка и его межевание с составлением отчёта о проделанной работе;
- проведение инвентаризации наделов и строений, расположенных на нём (как жилых, так и нежилых);
- ориентация в законодательных нормах и правильное оформление таких операций, как передача надела в собственность, аренду либо пользование;
- решение вопросов, связанных с оформлением прав на участок (постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности), подготовка необходимой документации.