Когда разрешается рубить деревья и ветки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда разрешается рубить деревья и ветки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Дальнейшие перспективы для лесного фермерства в России, по мнению специалистов Greenpeace, представляются туманными. Так, может увеличиться количество ландшафтных пожаров из-за выжигания молодой лесной поросли вместе с сухой травой, поскольку за неиспользование сельхозземель по целевому назначению собственникам грозят крупные штрафы — до 700 тыс. руб. для юридических и до 50 тыс. руб. для физических лиц.

Законы и граждане: кем регламентируется вырубка

Вопросы, касающиеся рубки насаждений, находятся в ведении Земельного законодательства. Свод законов содержит правила, регулирующие управление земельными ресурсами государства; к ним относят и территории частных землевладений. Конкретные вопросы находятся в ведении следующих законов:

  • Земельный кодекс (ЗК). Закрепляет за собственником земельного надела право срубать ставшие ненужными растения (неважно, выросли они сами или были посажены); право закреплено в п. 2, ч. 2, ст. 40.
  • Гражданский кодекс РФ (ГК). Он солидарен с Земельным кодексом, фиксируя это положение в гл. 17, ст. 261. В ГК регулируются спорные случаи, когда непонятно, на чьем наделе растет дерево, попадающее под спил. По законодательству проводят процедуру уточнения границы между наделами (межевание).

Вырубка деревьев при постройке дома

  • Не будет преувеличением сказать, что любое строительство ― будь то дачный домик или целый жилой комплекс многоквартирных домов нескольких очередей ― требует от заказчика / застройщика большой концентрации не только финансовых ресурсов, но и повышенного внимания и уровня ответственности.
  • Такая необходимость в «повышенной бдительности» обусловлена большим количеством процедур, чёткое и неукоснительное соблюдение которых требуется от застройщика.
  • Не касаясь публичного интереса государства в соблюдении множества предписаний, очевидно вызванных высокой социальной значимостью жилищного строительства, обратимся к обозначенной проблематике с точки зрения застройщика. В данном случае, как нам кажется, определённую сложность представляет следующее обстоятельство:
  • с одной стороны, нормативное правовое регулирование, казалось бы, очевидно: Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые Законодательные акты Российской Федерации», Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Гражданский кодекс, строительные нормы и правила;
  • с другой стороны, почти каждая из описанных в законодательных актах процедур представляет собой, образно говоря, «матрёшку»: зачастую каждая из декларируемых процедур требует осуществления ряда других.

Для того чтобы обеспечить определённую прозрачность в сфере жилищного строительства, в 2014 году (а именно 30.04.

2014) было принято Постановление Правительства РФ № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» (вместе с «Правилами внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства», «Правилами ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства») (далее ― Постановление № 403).

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России от 12 января 2018 г. N 16-50/00127-ОГ, по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Читайте также:  Если меняется фамилия матери нужно ли менять свид-во о рождении ребенка?

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Врио заместителя директора Р.В. Шуранов

из постановления № 1509:
18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

из постановления № 417:
9(1). В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Татьяна, как думаете этот пункт будет действовать?

Спасибо за отзыв, Денис! Извините, что долго отвечаю.

Думаю, что из пункт из Постановления № 417 действовать не будет, потому что оно утрачивает силу с 1 января и взамен него должно быть новое аналогичное постановление о правилах пожарной безопасности в лесах, проект которого уже обсуждается. У меня лично пока вопрос, как действовать в период некоего безвременья, когда еще не отменено старое и не принято новое.

Вот, кстати, попался текст из нового проекта

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), к землям сельскохозяйственного назначения, а также расположенной в степной зоне, обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером или реализуют дополнительный комплекс инженерно-технических мероприятий (опашку, заболачивание и т.п.).

Какая установлена ответственность

Если владелец позволит себе вырубить дерево на дачном участке без разрешения уполномоченных органов, то он должен быть готов, что правонарушение выявят и его накажут по всей строгости существующих законов. В частности, может наступить административная ответственность, а в самом худшем случае, и уголовная, при этом главным критерием разграничения являются размер причиненного ущерба:

ч. 1 ст. 8. 28 КоАП РФ предполагает за незаконный сруб деревьев наказание в виде административного штрафа. Если с граждан взимается сумма от 3000 до 4000 рублей, то с должностных лиц взыскивается от 20 до 40 тыс. р. Максимальный штраф для организаций достигает 300 тыс. рублей. Часть 2 указанной нормы права для граждан предполагает ту же сумму штрафа, в отличие от должностных лиц и организаций, где размер максимального взыскания значительно вырос. Однако проступок, совершенный с использованием спецтехники, влечет не только штраф, но и конфискацию, как древесины, так и самих механизмов, при помощи которых ликвидировались насаждения.

Часть 1 ст. 260 УК РФ также предусматривает ответственность за незаконную рубку леса. При этом здесь, в отличие от административного проступка, прямо указано, что срубка насаждений должна привести к прекращению их роста, более того причиненный ущерб должен быть значительным. Согласно Постановлению Пленума ВС № 41, принятому в 2017 году, значительным считается ущерб, причиненный на сумму 5000 рублей.

Вырубка на собственном участке — что говорит законодательство

Вырубка деревьев на участке, который находится в собственности, разрешена статьей 40 (пункт 2, часть 2) Земельного Кодекса РФ и статьей 261 (глава 17) Гражданского Кодекса РФ. Это разрешение относится как к лично посаженным, так и к самопроизвольно выросшим насаждениям. Обратите внимание, что это разрешение не распространяется на спил деревьев, растущих на общей земле, например, в СНТ, на территории вокруг многоквартирного дома и во дворе дома.

Таким образом, вырубка на своем участке кажется вполне законной, но важно учитывать подводные камни. В частности, вырубка на собственном участке запрещена, если насаждения являются лесом. Интересно, что лес, согласно статье 6 Лесного Кодекса РФ, не обязательно должен быть частью лесного массива, но может находиться на землях нескольких категорий, в т.ч. на частной земле. Так что прежде чем рубить у себя на участке, убедитесь, что ваши деревья – не лес. Сделать это практически невозможно из-за большого количества лесов (каждый дачный поселок, так или иначе, примыкает к лесу) и размытого понятия «лес» в законодательстве.

Чтобы не оказаться в затруднительной ситуации, проконсультируйтесь с опытным юристом узкого профиля. Такую консультацию можно бесплатно получить в нашей компании, просто позвонив по телефону.

Можно ли рубить деревья на землях сельхозназначения?

Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков. В связи с вышеприведенными положениями возникает вопрос: Целесообразно ли проведение культуротехнической мелиорации земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» и каков порядок ее проведения в отношении конкретного земельного участка с целью введения его в сельскохозяйственный оборот? Министерство сельского хозяйства и Управления природными ресурсами и защиты окружающей среды разъясненили, что древесная растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения не относиться к ведению Департаментов лесного комплекса регионов и данные вопросы должны быть разъяснены Министерством сельского хозяйства.

Читайте также:  Отпуск по беременности и родам: сколько длится, как рассчитать

Когда можно пилить без согласования

Обычно не требуется получения разрешительного документа, если речь идет о спиле деревьев на собственном участке. Но при этом следует выдержать несколько условий:

  • Дерево под спил не является ценным и редким относительно породы.
  • Земельный участок не прилегает к лесу и деревья на нем не могут относится к лесным насаждениям.
  • Под вырубку должно предназначаться не более 1-2 деревьев.
  • Имеет значение возраст растения (конкретные показатели зависят от региона).
  • Деревья не располагаются в регионе обитания животных или птиц из Красной книги.
  • Соседи и сторонники защиты экологии не протестуют против такой вырубки.

Следует помнить о том, что вырубка на собственном участке является, чаще всего, личным делом владельца земли. Но каждое срубленное без оснований дерево негативно сказывается на экологии.

Как получить разрешение на вырубку деревьев (порубочный билет) на своем участке под ИЖС

Как получить разрешение на вырубку деревьев (порубочный билет) на своем участке под ИЖС расскажем ниже.
Выдача разрешения на вырубку деревьев (порубочного билета) на участке под ИЖС является муниципальной услугой и в каждом регионе она может называться по-своему (разрешение на снос древесно-кустарниковой растительности, разрешение на вырубку деревьев и кустарников, порубочный билет и т.д.), поскольку регламентируется местными нормативно-правовыми актами.
Как правило ответственным за оказание данной услуги назначен Департамент экологии и природопользования муниципалитета (опять же, в каждом регионе по-разному).

Подать заявление на получение разрешения на вырубку деревьев можно обратившись в администрацию муниципалитета, или же через МФЦ, который в свою очередь направит ваше заявление непосредственному исполнителю.
Правда не хотим вас обнадеживать, поскольку практика показывает, что зачастую администрация отказывает в предоставлении такой услуги в виде сухой формулировки: «не наша зона ответственности». И здесь все вполне логично, сами посудите: администрация выдаст разрешение на вырубку, вы им воспользуетесь, а федералы тут как тут с документами 30-летней давности о том, что деревья то их. Никто попросту не захочет брать такую ответственность на себя.

Как получить разрешение на вырубку деревьев

Порубочный билет и (или) разрешение на пересадку деревьев и кустарников, выдается управлением экологии администрации городского округа или района. Заявление по форме подается лично или посредством обращения в МФЦ в соответствии с регламентом установленном местным законодательством.

В базовый пакет обязательно войдут документы, подтверждающие право собственности на участок.

Это может быть как выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), так и другие документы.

Также в пакет входит заявление, в котором владелец участка описывает координаты и назначение участка, а также основные параметры дерева, то есть:

  • породу;
  • размеры;
  • возраст;
  • расположение на участке;
  • причины, по которым требуется вырубка.

Кроме того, в заявлении должно быть указано согласие оплатить проведение экспертизы дерева и уплаты экологического сбора.

После этого специалист выедет на место, чтобы оценить состояние дерева, а также степень представляемой им угрозы. Если растение не относится к ценным или особо ценным, а также в тех случаях, когда его возраст, а значит и толщина, не достигли определенного значения, то вместо разрешения заявитель получит уведомление о том, что для удаления этого дерева не требуется разрешения.

Чаще всего это относится к плодовым, особенно гибридным, сортам, а также деревьям, возраст которых не превышает 30–50 лет.

Какая установлена ответственность

Если владелец позволит себе вырубить дерево на дачном участке без разрешения уполномоченных органов, то он должен быть готов, что правонарушение выявят и его накажут по всей строгости существующих законов. В частности, может наступить административная ответственность, а в самом худшем случае, и уголовная, при этом главным критерием разграничения являются размер причиненного ущерба:

ч. 1 ст. 8. 28 КоАП РФ предполагает за незаконный сруб деревьев наказание в виде административного штрафа. Если с граждан взимается сумма от 3000 до 4000 рублей, то с должностных лиц взыскивается от 20 до 40 тыс. р. Максимальный штраф для организаций достигает 300 тыс. рублей. Часть 2 указанной нормы права для граждан предполагает ту же сумму штрафа, в отличие от должностных лиц и организаций, где размер максимального взыскания значительно вырос. Однако проступок, совершенный с использованием спецтехники, влечет не только штраф, но и конфискацию, как древесины, так и самих механизмов, при помощи которых ликвидировались насаждения.

Часть 1 ст. 260 УК РФ также предусматривает ответственность за незаконную рубку леса. При этом здесь, в отличие от административного проступка, прямо указано, что срубка насаждений должна привести к прекращению их роста, более того причиненный ущерб должен быть значительным. Согласно Постановлению Пленума ВС № 41, принятому в 2017 году, значительным считается ущерб, причиненный на сумму 5000 рублей.

За указанные действия виновные граждане наказываются значительным штрафом до 500 тыс. рублей либо же любым доходом осужденного за трехлетний период.Кроме того, судья может определить виновного на исправительные или принудительные работы на двухлетний срок, при этом к последним присоединяется крупный штраф в от 100 до 200 тыс. рублей, а нередко на усмотрение судьи денежное взыскание в размере любого дохода осужденного за период от года до 18 месяцев.

Читайте также:  Снятие с регистрации по месту жительства в 2023 году

Самым сурвым наказанием является, когда указанные денежные штрафы и исчисления с дохода осужденного сопровождаются заключением осужденного на срок до 2-х лет.

Таким образом, прежде чем рубить деревья следует задуматься о возможных последствиях, а также найти время и оформить разрешение.

Кто получает разрешение на вырубку

Дерево считается недвижимым имуществом, так как располагается на земле, имеющей собственника, который и распоряжается им, что подтверждается статьей 209.1 ГК РФ. От имени собственника земельного участка также может обратиться представитель, но его право представлять интересы должно быть подтверждено соответствующей доверенностью.

Из этого можно сделать вывод, что получить разрешение на удаление дерева, произрастающего на чужом участке, то есть чужой собственности, законным способом нельзя. Даже если ветви или корни уходят на ваш участок, вырубить такое растение вы не можете.

Единственное исключение из этого правила – если дерево признано аварийным, представляет опасность. Тогда получить разрешительный документ для его спила может человек, ответственный за безопасность территории. В такой ситуации при наличии разрешения можно спилить дерево, даже если собственник участка против.

Ситуации, при которых вырубка деревьев разрешена

Деревья можно вырубать в следующих ситуациях:

Получить участок под ИЖС

Здесь вы можете узнать, как получить участок под ИЖС бесплатно, а также кто имеет на это право и какие необходимо собрать для этого документы.

  • в случае если земля имеет сельскохозяйственное назначение. Исключение составляют деревья, формирующие лесозащитную полосу;
  • при самопроизвольном падении деревьев;
  • в ситуации, когда деревья произрастают на земле, выделенной под дачно-садоводческую деятельность или индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), и находятся в собственности землевладельца (при условии, что в кадастровом паспорте земельного участка не указаны какие-либо ограничения на действия с землей).

Может ли лесной участок располагаться на участке ИЖС

Часть 1 ст. 67 ЛК РФ — Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Смотрим ст. 23 ЛК РФ — Лесничества и лесопарки и что мы замечаем, там нет ни слова о ИЖС. В ней указаны разве что «земли населенных пунктов», на которых расположены городские леса. При этом, как указано в ст. 8 ЛК РФ, ст. 15 ЗК РФ деревья, растущие на участке ИЖС, не являются городским лесом.

Таким образом, лесоустройство на землях ИЖС лесным кодексом не регламентируется. Более того, ЛК РФ не содержит оснований считать часть участка ИЖС, с растущими на нём деревьями или зелеными насаждениями, лесным участком.

Вместе с тем, как указано в ст. 6 ЛК РФ — леса располагаются на землях лесного фонда и землях ИНЫХ КАТЕГОРИЙ. Если учитывать буквальную трактовку данной статьи, то на землях ИЖС все-таки может располагаться лес, но в соответствии со ст. 10 ЛК РФ — леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 — 109 настоящего Кодекса.

Дело в том, что в указанных статьях отсутствует критерий защитных лесов, отнесенных к землям ИЖС. С учетом того, что сказано выше, чтобы обезопасить себя — лучше получить разрешение администрации.

Законы, регламентирующие вырубку

Рубка деревьев регламентируется Земельным законодательством. Это свод законов, в которых прописаны все действия, которые можно (или напротив – нельзя) предпринимать в отношении земельных ресурсов нашей страны.

Земельный Кодекс (ЗК), п. 2, ч. 2, ст. 40 гласит, что собственник земельного участка вправе вырубать ненужные ему посаженные (или растущие самопроизвольно) деревья. Это же положение зафиксировано и в Гражданском кодексе (ГК) РФ (гл. 17, ст. 261).

Если между соседями существует спорная ситуация, при которой неясно, на чьей территории растет дерево, подлежащее спилу, стоит произвести межевание земельного участка, если этого еще не было сделано ранее. Тогда по законодательству будет точно установлено, кто является собственником спорной земли и кто вправе спилить дерево.

Лесное законодательство (Лесной Кодекс (ЛК), ст. 16) предусматривает ряд исключений, при которых вырубать деревья нельзя даже на дачном (садоводческом) участке. Это положение действует, если земля находится не в юрисдикции населенного пункта, а в лесном фонде. Статья 6 ЛК гласит, что леса могут находиться не только на землях Лесного фонда, но и на землях других категорий.

Несмотря на то, что, на первый взгляд, согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, но только, если иное не предусмотрено законами о недрах, лесным законодательством, законом об использовании воздушного пространства, иными нормативными актами и не нарушает прав других лиц.

Право рубить деревья, даже на своем участке зависит от:

  • наличия оформленного права собственности на земельный участок;
  • категории земли и вида ее разрешенного использования;
  • вида, возраста и состояния деревьев;
  • других нюансов.

Согласно статье 209.1 Гражданского Кодекса РФ, у собственника участка есть право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, поэтому обращаться за разрешением может лишь он.

Если же за разрешением обращается кто-то другой, то для рассмотрения его обращения у него, как минимум, должна быть доверенность на предоставление интересов собственника. Поэтому невозможно законно получить порубочный билет или разрешение на спил/вырубку дерева, расположенного на чужом участке, даже если оно сильно мешает.

Исключение составляют лишь аварийные и представляющие угрозу деревья, однако и в отношении них за разрешением может обратиться лишь наделенный полномочиями человек. При этом собственник участка может быть как против спиливания вообще, так и против использования тех или иных методов и с его мнением придется считаться даже представителю местной власти.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]