Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О понятии «представитель власти» в уголовном праве россии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬ ВЛА́СТИ, в законодательстве и юридической науке обобщающее понятие, включающее должностных лиц, которые осуществляют публичную власть. В России и зарубежных странах публичная власть реализуется разл. органами и должностными лицами государства как гос. власть, она реализуется органами и должностными лицами субъектов федераций, территориальных автономных образований, муниципальных образований как их публичная власть (в пределах предметов ведения и полномочий, предоставленных конституцией государства), но в целом это единая система публичной власти народа (в России – многонационального рос. народа). П. в. наделяется особыми полномочиями, которые включают не только права, но его обязанности действовать в государстве в целом и в его публично-правовых образованиях в конечном счёте в интересах общего блага народа (в России – многонационального рос. народа).
Комментарии к ст. 318 УК РФ
1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по поводу управленческой деятельности представителей власти; дополнительным — здоровье представителя власти или его близких.
2. Потерпевшим от преступления может быть представитель власти, а также его близкие. Согласно примечанию к ст. 318 представителем власти признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285.
К должностным лицам правоохранительных органов относятся сотрудники: органов прокуратуры; органов внутренних дел; органов обеспечения безопасности (Совета Безопасности РФ, органов ФСБ России, органов Федеральной службы охраны, органов Службы внешней разведки РФ); таможенных органов; Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов Министерства юстиции РФ (в том числе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Должностными лицами контролирующих органов являются работники: контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов рыбоохраны, государственной лесной охраны, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, других органов, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.
К иным должностным лицам относятся лица, представляющие законодательную и исполнительную власть, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и не являющиеся сотрудниками правоохранительных или контролирующих органов (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления).
К должностным лицам в соответствии с примечанием к ст. 285 УК следует отнести и тех лиц, которые осуществляют функции представителя власти по специальному полномочию (дружинников, общественных инспекторов органов рыбоохраны, стажеров органов полиции и др.).
Не являются потерпевшими от данного преступления лица, участвовавшие в отправлении правосудия либо пострадавшие в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. В случае применения к ним угроз или физического насилия ответственность наступает по ст. 296 УК.
3. Объективная сторона выражается в применении насилия, неопасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Под насилием, неопасным для жизни или здоровья, понимаются нанесение побоев, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы и не повлекшие причинение вреда его здоровью .
———————————
БВС РФ. 2000. N 11. С. 9, 10.
Угроза применения насилия означает запугивание представителя власти или его близких совершением в отношении их насильственных действий, неопасных или опасных для жизни и здоровья, а также убийством.
Насилие или угроза его применения в отношении потерпевших образуют рассматриваемое преступление лишь при условии, что они были применены в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей, т.е. не только во время их исполнения, но и после этого, например по мотиву мести за его служебную деятельность. Если примененное к представителю власти насилие явилось реакцией на его явно незаконные действия, то состав рассматриваемого преступления отсутствует , но содеянное может быть квалифицировано как преступление против личности.
———————————
БВС РФ. 1998. N 4. С. 10, 11.
Преступление считается оконченным в момент применения психического или физического насилия.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что применяет насилие именно к представителю власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Применение насилия к представителю власти по мотивам, не касающимся его служебной деятельности, квалифицируется как преступление против личности.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
6. Квалифицированный вид преступления, указанный в ч. 2 ст. 318, — применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких. К такому насилию относится причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Насилие считается опасным и в том случае, когда оно не причинило вреда здоровью, но в момент его применения ставило в опасность жизнь или здоровье потерпевшего. Угроза применением насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти, квалифицируется по ч. 1 ст. 318 .
———————————
БВС РФ. 2001. N 1. С. 12.
Волгоградской академии мвд россии
В отечественном уголовном праве представители власти традиционно считаются самостоятельным видом должностных лиц1
(см. прим. 1 к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации
2
). В законодательной дефиниции (прим. к ст. 318 УК), которая, по ее буквальному смыслу, должна применяться для установления признаков представителя власти и как субъекта преступления, и как потерпевшего от преступления, выделены два вида представителей власти: 1) должностные лица правоохранительных или контролирующих органов; 2) иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Такую позицию вряд ли можно считать удачной из-за двусмысленности формулировки, позволяющей признавать представителями власти любых должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов3
; неоправданного ограничения компетенции представителей власти только распорядительными полномочиями (право некоторых представителей власти принимать нормативные управленческие решения не нашло отражения в УК)
4
.
Многими авторами справедливо обращалось внимание на наличие круга в легальном определении понятия «представитель власти»: термин «представитель власти» раскрывается при помощи понятия «должностное лицо», а «должностное лицо» (в прим. 1 к ст. 285 УК) — через понятие «представитель власти».
В наименовании данного вида должностных лиц не учтено, что они, по смыслу УК, являются представителями только публичной
власти, которая понимается как власть, осуществляемая в государственных органах и органах местного самоуправления либо самими единоличными органами (такими, как Президент РФ, президенты республик в составе РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и т. п.).
Кроме того, в легальной классификации представителей власти необоснованно акцентировано внимание на должностных лицах правоохранительных органов. Сущность правоохранительной деятельности и органы, относящиеся к правоохранительным, в законодательстве и научной литературе понимаются неод-нозначно5. Вряд ли можно использовать в качестве ориентира ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6 (как предлагает, например, А. В. Бриллиантов7). В указанной статье приводится общий перечень должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, названия которых соединены союзом «и». Поскольку наименования видов этих органов разделены в примечании к ст. 318 УК союзом «или», для констатации уголовно-правового статуса субъекта как представителя власти необходимо четко уяснить, в каком органе — правоохранительном или
контролирующем — данное должностное лицо выполняет свои функции. Особое указание на должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов неправильно ориентирует правоприменителя (оставляет «в тени» служащих иных органов публичной власти, создает впечатление о главенстве принудительного аспекта деятельности представителя власти).
Информационное влияние
Культурными, духовными источниками можно управлять людьми:
- научными знаниями;
- информацией;
- средствами для распространения.
Авторитетом руководителей осуществляют управление массами, направляя идеологические точки зрения:
- моральные;
- религиозные;
- научные.
Используя образованность в определенной области знаний, подготавливают руководство для поддержки правительственной политики. Они будут действенным инструментом для реализации решений Правительства в обществе, станут формировать, людское сознание политически лояльное, поддерживающее любые постановления. Эффективным инструментом для достижения подобных целей служат:
- школы;
- институты;
- колледжи;
- СМИ.
Информации принадлежит великая сила, а ее исполнители способны:
- распространять объективные сведения о Правительстве;
- отражать истинное положение общества;
- управлять человеческими слабостями;
- направлять сознание и поведение в нужное русло, используя методы обмана, фальсификацию фактов.
Политическое воздействие на разум человека, его волю, принадлежит к разновидности власти, которой занимаются назначенные на должность люди.
Как явление в обществе, должностных лиц, обладающих особыми полномочиями можно классифицировать, наделять представителей власти признаками:
- имеют права на принятие юридических решений в отношении субъектов;
- их требования распространены на широкий круг, при условии, что лица не находятся в подчинении и служебной зависимости;
- распоряжения властных органов обязательны для всех.
Нарушители несут определенную ответственность за неисполнение требований властей.
Представитель власти — понятие растяжимое, так как зависит от того, к какой структуре он принадлежит:
- экономической;
- социальной;
- культурно-информационной;
- принудительной;
- политической.
В специфике деятельности заложены основы власти, их исполнителей.
Информационное влияние
Культурными, духовными источниками можно управлять людьми:
- научными знаниями;
- информацией;
- средствами для распространения.
Авторитетом руководителей осуществляют управление массами, направляя идеологические точки зрения:
- моральные;
- религиозные;
- научные.
Используя образованность в определенной области знаний, подготавливают руководство для поддержки правительственной политики. Они будут действенным инструментом для реализации решений Правительства в обществе, станут формировать, людское сознание политически лояльное, поддерживающее любые постановления. Эффективным инструментом для достижения подобных целей служат:
- школы;
- институты;
- колледжи;
- СМИ.
Информации принадлежит великая сила, а ее исполнители способны:
- распространять объективные сведения о Правительстве;
- отражать истинное положение общества;
- управлять человеческими слабостями;
- направлять сознание и поведение в нужное русло, используя методы обмана, фальсификацию фактов.
Политическое воздействие на разум человека, его волю, принадлежит к разновидности власти, которой занимаются назначенные на должность люди.
Меры наказания за оскорбление сотрудника полиции
Если физическое лицо, которое входит в число представителей власти, оскорбили (причем публично), то обидчика за это ожидает уголовная ответственность (статья 319 УК РФ). То, происходило ли нарушение в момент исполнения ним служебных обязанностей либо же физическое лицо сделало это просто в связи с полномочиями, которыми обладает работник полиции, роли не играет.
Они определяют кару за нанесение вреда здоровью, жизни. Если при попытке нанести вред полицейскому его здоровье не пострадало, то такие действия нападающего попадают под 318 ст.
Если же такой инцидент произошёл по стечению обстоятельств и в силу несдержанности гражданина – он, как правило, рисует самые мрачные мысли. Поэтому всегда полезно быть проинформированным о возможных правовых последствиях того или иного поступка.
Публичное грубое высказывание в адрес сотрудника полиции (оскорбление) в момент присутствия его на службе и исполнения обязанностей является уголовно наказуемым деянием. Опасность этого правонарушения в том, что виновник посягает на деятельность органов власти, их авторитет, честь и достоинство полицейского. УК РФ предусматривает за это ответственность в статье 319-ой.
Нужно осознавать, что при общении с сотрудниками полиции, необходимо вести себя корректно, спокойно и не допускать словесных выпадов в их адрес. Если даже кажется, что действия служителей правопорядка в отношении Вас неправомерны, необходимо позвонить по горячей линии МВД и оставить жалобу, можно обратиться непосредственно к вышестоящему начальству полицейского, а также в прокуратуру.
Важное значение имеет то было ли это реально оскорбление, или сотрудник полиции пытается вас оклеветать.
Часто, лица, которые ведут себя агрессивно при взаимодействии с полицейскими, оскорбляют их, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
По каким признакам определяется состав преступления? Правонарушение заключается в том, что гражданином применяются неприличные/бранные выражения, выражаемые в устной или письменной форме по отношению к представителю власти.
Принципы деятельности исполнительной власти
Они разделяются на две группы — конституционные и организационные.
Первая группа признаков при формировании власти, осуществлении деятельности ее органами, установлена Основным законом страны и включает в себя:
- соблюдение демократизма;
- соблюдение законности;
- соблюдение федерализма.
В группу организационных принципов формирования исполнительной власти, осуществлении деятельности ее органами, входят:
- Принцип распределения функций и властных полномочий. Их распределение закрепляется законом.
- Принцип сочетания централизации и децентрализации этой власти, который тесно переплетается с принципом федерализма.
- Принцип выделение органов госуправления в отдельные отрасли, внутри которых применяются специальные методы и формы управления, и которые не могут быть применены в других отраслях.
- Создание органов территориального управления в субъектах федерации, межрегиональных органов, обусловлено соблюдением принципа территориального управления.
- Наличие полномочий у органа власти управлять в рамках своей компетенции, несколькими отраслями. Иначе он называется принципом межотраслевого управления.
- Осуществление руководства организацией деятельности органов власти происходит по принципу коллегиальности и единоначалия. То есть, ряд управленческих решений принимается голосованием коллегиальным органом. Но непосредственное руководство осуществляет единолично руководитель этого органа, на которого и возлагается персональная ответственность за деятельность его подчиненных.
- Принцип линейности государственного управления, который обеспечивает прямые организационные связи между субъектами и объектом управления, то есть, между теми, кто руководит и их подчиненными.
- Принцип функциональности, позволяющий распределять функции управления по структурным подразделениям. Например, в ряде госучреждений имеются различные отделы или управления: строительства, развития, транспорта, юстиции, здравоохранения и т. д. Соблюдение этого принципа позволяет руководителю учреждения эффективно управлять ими посредством своих замов и начальников этих отделов. При этом с сотрудниками этих отделов руководитель контактирует редко и не регулярно.
Уполномоченный представитель: частный случай
Отдельно можно остановиться на ответственности уполномоченного представителя (ст.29 НК РФ). Упомянутое лицо не является субъектом государственной власти, поскольку им не может быть сотрудник налогового или таможенного органа, отдела внутренних дел, суда или прокуратуры.
Налоговым (уполномоченным) представителем может выступать физическое или юридическое лицо, исполняющее возложенные функции на основании доверенности. Поскольку представитель действует от имени субъекта налогообложения, то это приравнивается к действию/бездействию физического или юридического лица. Правовая коллизия в том, что ответственности для налоговых представителей не предусмотрена. При несоблюдении закона вина ложится на налогоплательщика (постановление пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57).
Взаимоотношение доверенного лица и доверителя регулируется положениями гражданского или трудового законодательства.
Объективные причины и условия преступных посягательств на представителей власти
Выявление причин и условий, способствовавших совершению конкретного преступления, является предусмотренной законом обязанностью следственных органов и суда. В ст. 73 УПК РФ, определяющей обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, установлено, что «подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления». Под этими обстоятельствами законодатель понимает непосредственную причину или причины совершения преступления, а также условия, которые способствовали формированию данной причины и облегчившие ее реализацию. Учитывая дополнительное значение обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ), по отношению к обстоятельствам, перечисленным в ч. 1 ст. 73 УПК РФ, законодатель устанавливает необходимость их выявления. Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в процессе предварительного расследования и судебного следствия должны быть доказаны и отражены в обвинительном приговоре суда.
Как справедливо отмечается в юридической литературе, «правильная оценка действительности возможна лишь на основе объективной исти-ны». Устранение вскрытых в ходе расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде причин и условий, способствовавших совершению преступления — это важный фактор предупреждения новых преступлений. Установление объективной истины по делу состоит не только в адекватном отражении фактов и обстоятельств конкретного уголовного дела, но и в проникновении в сущность этих фактов и обстоятельств, в раскрытии их предметной, то есть естественной, и социальной природы. Однако проникновение в сущность явления как момент установления истины требует всесторонности и полноты в исследовании конкретных обстоятельств, в надлежащей оценке их самих и их связей между собой и в построении правильных умозаключений, выводов о сущности содеянного. При этом имеет место субъективная оценочная деятельность правоприменителя, осуществляемая путем познания сущности явления в целях установления объективной истины по делу. Именно поэтому даже при бесспорной доказанности всех фактов и обстоятельств конкретного дела установление сущности содеянного является важной проблемой следственного и судебного исследования материалов конкретного уголовного дела. Доказывание обстоятельств, относящихся к событию преступления и виновности в нем конкретного лица, требуют установления всех признаков состава преступления, то есть его объекта, объективной стороны, субъективных признаков и субъекта преступления.165 Выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, необходимо для профилактики преступлений. Кроме того, в ряде случаев они имеют квалифицирующее значение.166 В частности, когда устанавливается характер и размер вреда, причиненный преступлением, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной от сотруднику милиции, после чего забрал изъятые ранее сотрудниками охраны документы и скрылся.ветственности и наказание. Должностные лица, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны как выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, по поводу которого ведется расследование, так и принять предусмотренные законом меры по их устранению. Установить наличие таких обстоятельств возможно только путем уголовно-процессуального доказывания. Именно поэтому законодатель включил данное положение в норму, в которой перечисляются обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Особенности доказывания
Несмотря на то, что законодатель довольно четко формулирует признаки состава преступления по ст. 319 УК РФ, доказательственная база должна быть построена на объективных данных. Главными особенностями преступления является его латентный характер и пересечение ряда квалифицирующих признаков с иными составами, предусмотренными УК РФ. Поэтому для следствия важны следующие моменты:
- Наличие/отсутствие физического воздействия на представителя власти.
- Временные рамки совершения преступления (оскорбление при исполнении возложенных на него обязанностей или в период его отсутствия на службе, но при обязательном занятии должности).
- Публичность действий. На это прямо указал Верховный суд РФ в своем определении от 14 ноября 2006 г. N 11-Д05-103. По материалам уголовного дела Х. оскорбил сотрудника полиции при исполнении им своих полномочий в вытрезвителе в присутствии санитарки. Суд не усмотрел элемента публичности и потому квалифицировать действия Х. по ст. 319УК РФ отказался.
- Мотивы подозреваемого. Если речь идет о хулиганских мотивах, то квалификация производится либо по ст. 20.1 КоАП РФ, либо по ст. 213 УК РФ.
- Последствия совершенного оскорбления. Они должны заключаться в унижении чести и достоинства представителя власти.
Таким образом, оскорбление должностного лица при исполнении должно носить публичный характер и связано с осуществляемой им деятельностью. Несмотря на отсутствие в санкции такого наказания как лишение или ограничение свободы, относительно небольшие суммы штрафа, законодатель не декриминализует данное деяние, потому как защита интересов государственной власти, авторитета должностных лиц на сегодняшний день, является одной из приоритетных задач.
Если вам нужна консультация, вам поможет наш юрист по уголовным делам.