Что такое надзорное производство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое надзорное производство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Надзорное и кассационное производства во многом схожи. Однако между ними существуют определенные отличия. Среди них следует отметить:

Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица.

К ним относят вопросы, касающиеся:

Возможность пересмотра решений, вступивших в силу, в кассационном (надзорном) производстве является одной из особенностей отечественного права. В большинстве зарубежных систем такой институт не предусмотрен. Его наличие в России обусловлено социально-политическими и географическими условиями страны. Рассмотрим далее, что собой представляет производство в суде надзорной инстанции. Вместе с заявлением заинтересованное лицо предоставляет копии решения (приговора), подлежащего пересмотру, апелляционного (кассационного) определения.

Схожесть и различие с другими стадиями пересмотра судебных решений

Между разными этапами проверки на законность есть общие черты:

  1. Преследуемые цели.
  2. Правовое значение.
  3. Функция проверки работы нижестоящих органов, осуществляющих правосудие.
  4. Запрет на ухудшение положения осуждённого.
  5. Контроль законности и обоснованности выносимых актов (ст. 401.1 предусматривает тождественную задачу для кассации).
  6. Указания на ошибки и необходимость исправления обязательны для исполнения.
  7. Основания признания незаконными обжалуемых актов.

В то же время стадия судебного надзора существенно отличается от апелляции:

  • по виду судебных актов, направленных для пересмотра;
  • по субъектному составу (апелляции неизвестны такие субъекты, как заявитель, иные лица);
  • процессуальными сроками, их урегулированием (для апелляции они прописаны в соответствующей главе кодекса, для надзора– законом не предусмотрены);
  • процедурой пересмотра (апелляция – повторение с новым исследованием доказательств, в надзоре доказательственную базу не подвергают сомнениям);
  • уполномоченным госорганом, осуществляющим функции контроля и кругом его полномочий.

Главное отличие – это обжалование акта, приводящегося во исполнение исправительной системой, для апелляционного обжалования предусмотрены короткие сроки до начала выполнения приговора.

Моменты, отличающие от кассационного порядка, содержатся в таблице.

Кассационное обжалование Обжалование в порядке надзора
Участники судопроизводства
Осуждённый/оправданный, защитник, представитель, потерпевший, частным обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик (по вопросам исковых требований), а также иные лица (заявитель, которому отказали завести дело, владелец имущества, на которое наложен арест или выступает предметом преступления), прокурор не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Заявители, должностные лица (Генпрокурор РФ, заместители)
Поставленные задачи
Проверка соблюдения законности и обоснованности в решениях органов правосудия.
Обжалуемые документы
Вынесенные районными и мировыми судами, а также в апелляции. Те же + кассационные определения, постановления нижестоящей надзорной инстанции.
Госорган, рассматривающий дело
Ст. 401.3 определяет правильность обращения. В обобщённом виде – это высшие органы правосудия в субъекте РФ, в военном округе, а также Верховный Суд. Верховный Суд РФ
Гарантия разбирательства при получении жалобы
Правильно составленная жалоба гарантирует рассмотрение и вынесение определения. Такой гарантии нет, решение об истребовании материалов зависит от мнения судьи, осуществляющего первоначальную проверку.
Рассматриваемые вопросы
проверяет соответствие законодательству и основным принципам заключительной резолюции по обвинению, но только в части, обжалуемой лицом, и в отношении тех осуждённых, о ком идёт речь в жалобе или представлении Неограничен прошением заявителя, уполномочен проверить все, что считает необходимым, объем исследования границ не имеет. При множественности лиц, признанных совершившими преступление, проверочные функции будут затрагивать всех соучастников, даже если ходатайство заявлено лишь одним.
Сроки принесения протеста
Не имеют ограничений, обжалование возможно в период исполнения наказания.
Читайте также:  Категории водительских прав в 2023 году с расшифровкой

Порядок действий при получении жалобы, который будет рассмотрен далее, также не аналогичен кассационному.

Сущность и значение надзорного производства;

Надзорное производство – это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесение протеста в порядке надзора, проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.

Производство в подзорной инстанции – самостоятельная акция уголовного процесса. Оно возникает тогда когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исполнена в кассационном порядке, такой приговор, а также вступившее в законную силу судебное определение или постановление могут и должны быть пересмотрены, отменил или изменил. Такой пересмотр осуществляется в порядке судебного надзора, а само производство по пересмотру именуется производством в надзорной инстанций или судебно-надзорным производством.

Сущность и значение пересмотра приговора, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается прежде всего в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Судья надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых как судами первой, так и судами других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационном производством. Разница же между ними, прежде всего, состоит в том, что в порядке судебного надзора, в отличие от кассационного, пересматриваются уже вступившие в законную силу судебного решения, которые возможно, уже обращены к исполнению, либо даже частично или полностью исполнены.

Другое различие между этими стадиями заключается в том, что в кассационном порядке соответствующее судебное решение может быть пересмотрено только один раз, а в порядке судебного надзора оно может быть пересмотрено неоднократно, поскольку судебно-надзорных инстанций несколько и одна (вышестоящая) обладает правом пересмотра решений другой (нижестоящей). И, наконец, очень важным отличием является то, что кассационная жалоба или протест влекут за собой обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции, тогда как судебно-надзорное производство возбуждается только при наличии усмотрения соответствующих должностных судебных или прокурорских органов.

Таким образом, судебно-надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности справедливости, нарушенной не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.

Вместе с тем следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшения положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускается в течение одного года по вступлении их в законную силу.

Кассационное производство открывается при условии нарушения процессуальных и материальных норм. Запрещается ставить вопрос о переоценке фактов, незаконности отказа приобщения новых доказательств на ранних этапах разбирательства.

В суде надзорной инстанции в гражданском процессе законом дан следующий перечень оснований для открытия дела:

  • нарушены права и свободы, гарантированные Конституцией и международными правовыми документами;
  • затрагиваются права и свободы неопределенного числа лиц (чаще всего речь идет о делах, открытых по инициативе прокуратуры);
  • нарушено единство практики (игнорирование постановлений ЕСПЧ, КС РФ, постановлений пленумов и постановлений, принятых ранее в рамках надзора).

Таким образом, сущность надзорного производства в гражданском процессе в восстановлении нарушенных прав и свобод и в сохранении единства судебной практики.

Дополнительный аргумент

В качестве него выступают общеевропейские подходы к вопросу о допустимости надзорного пересмотра окончательного (вступившего в действие) решения суда. В соответствии с пунктом «С» статьи 7 Рекомендации Комитета министров СЕ, проведение такого рода процедур возможно, в первую очередь, в рамках определенного круга дел. К ним, например, относят такие, которые могут способствовать единообразному толкованию законодательства или развитию права, а также имеющие значение для всей общественности в целом. Россия не могла проигнорировать данную Рекомендацию, в связи с чем и появилась статья 304 в современной ее редакции.

Пересмотр в порядке надзора

как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Полномочия суда надзорной инстанции

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе: (1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения; (2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен.

При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда; (3) отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение; (4) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части; (5) оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

Основания для изменения или отмены в порядке надзора арбитражных судебных актов, вступивших в законную силу

Такие основания закреплены в ст. 304 АПК.

Судебный акт арбитражного суда, вступивший в законную силу, подлежит изменению или отмене, если будет установлено, что оспариваемый судебный акт: (1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права; (2) препятствует принятию законного решения по другому делу; (3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Данный перечень свидетельствует о качественно новом подходе к полномочиям судебно-надзорной инстанции в арбитражном процессе.

Если в ГПК РФ содержится общая норма, нуждающаяся в актах официального толкования, без которых ее применять невозможно без риска разрушить принцип единообразного применения закона судами Российской Федерации3, то в арбитражном процессе дан перечень формальных оснований, подлежащих установлению в каждом конкретном случае.

Нарушение единообразия в толковании и применении норм права дублирует по существу императив ГПК о нарушении единства судебной практики (обязательное условие пересмотра отдельных постановлений судов общей юрисдикции Президиумом Верховного Суда РФ).

Вопрос только в том, как будет пониматься это правило в арбитражном и гражданском судопроизводствах — одинаково или по-разному.

Следует ли, например, принимать во внимание только руководящие постановления высших судебных инстанций, либо нужно учитывать также ранее высказанную позицию высшего су- дебного органа по конкретному делу, либо можно прямо ad hoc сформировать мнение о том, какова должна быть эта практика в будущем, либо нужно учитывать всю совокупность условий, в том числе обзоры практики и информационные письма, и т.п.?

Примерами нарушения единообразия с формальной точки зрения является отступление нижестоящих судов от обязательных указаний Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженных в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума этого суда.

Т.Н. Нешатаева полагает возможным говорить о необходимости формирования единой практики судов в следующих случаях: (1) наличие пробела в законе и обращение судов к аналогии закона либо права при разрешении дел; (2) наличие противоречий в нормативных актах, регулирующих один и тот же вопрос; (3) противоречие национального нормативного акта международноправовой норме.

Во всех этих случаях обязательными условиями, по ее мнению, должны быть отсутствие единообразной практики. разрешения дел и высокая социальная значимость этих дел.

Препятствие правосудию

Препятствует ли оспариваемое решение принятию законного решения по другому делу, в принципе определяется более просто.

Решение суда, вступившее в законную силу, обладает свойством преюдициальности, так что без отмены этого решения невозможно оспорить факты, установленные этим решением.

Однако преюдициальная сила распространяется только на участников процесса.

Таким образом, данное правило при буквальном его понимании может быть применено только в отношении регрессных и некоторых других исков, основанных на вынесенном решении.

Никаких других препятствий принятию законного решения по другому делу в оспариваемом акте быть не должно.

Эта норма давно известна судебной практике пересмотра дел: в ГПК РСФСР была даже соответствующая норма (ст. 285), предусматривающая, что, в случае когда кассационная жалоба или протест, поданные в установленный срок или после восстановления пропущенного срока, поступят в кассационную инстанцию после рассмотрения дела по другим жалобам или протесту, суд обязан принять такие жалобы к своему производству.

Если кассационная инстанция, рассматривая такую жалобу или протест, придет к выводу, что определение по жалобе или протесту должно повлечь изменение или отмену ранее вынесенного определения, кассационная инстанция, вынося определение, направляет дело с отдельным представлением председателю суда, который приносит протест в порядке надзора на одно или оба определения. Формально решается вопрос следующим образом: решение может быть и незаконно и необоснованно, но пока это не создает препятствий для законного разрешения другого дела, нет оснований для пересмотра.

Но как ответить на вопрос: почему первое решение незаконно, а второе будет непременно законно.

Какой критерий должен здесь использоваться? Ответа нет. Тем самым перед нами — повод для оспаривания в порядке надзора, но не основание для отмены. А что будет служить основанием, придется объяснять Высшему Арбитражному Суду.

Читайте также:  Что делать, если муж не платит алименты, а приставы бездействуют

Противоречие публичному порядку

Третьим в этом перечне стоит особый случай незаконности судебного акта, сформулированный в традициях международного частного права.

Именно там используется оговорка о публичном порядке.

При этом под публичным порядком понимается некая совокупность политических, экономических, моральных и правовых принципов, существующих в данном государстве.

Оговорка выступает как проявление суверенного характера государственной власти в пределах территории ее функционирования.

Коллизионное право конкретного государства допускает применение на его территории иностранного права в силу отсылки собственной коллизионной нормы.

Оговорка о публичном порядке выступает как своеобразный фильтр1, пройдя через него, иностранное право может быть реализовано в чуждой ему окружающей среде.

Речь идет о том, что не само иностранное право как нормативный комплекс, а его применение (т.е. правовые последствия его реализации) не должно противоречить публичному порядку РФ.

В ГК РФ (ст. 1193 «Оговорка о публичном порядке») содержатся некоторые пояснения того, что необходимо относить к публичном порядку в Российской Федерации.

Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации.

В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Понятие и сущность надзорного производства

Производство в порядке судебного надзора — исключительная и самостоятельная стадия уголовного процесса, заключающегося в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли суда надзорной инстанции по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений нижестоящих судов.

Задачами стадии судебного надзора являются:

1) обнаружение ошибок, допущенных нижестоящими судами при рассмотрении и разрешении уголовных дел;

2) принятие предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер по устранению выявленных ошибок путем отмены или изменения вступивших в законную силу судебных решений нижестоящих судов Гельдибаев, М.Х., Вандышев, В.В. Уголовный процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям. 3-е изд., перераб. и доп. / М.Х. Гельдибаев, В.В. Вандышев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. — С. 582..

Пересмотр в порядке надзора

I. Надзор на приговор районного суда

Надзор для приговоров судов районной подсудности

— обжалование приговоров этих судов в надзорную инстанцию, возможно только в том случае, если соблюдено категорическое условие, его суть в следующем: должно состояться судебное заседание коллегии по уголовным делам Верховного Суда. Вот его решения и могут обжаловаться в надзорном порядке.

Объясняем, подробно по пунктам

— из всей статьи 412.1 УПК, практический смысл имеет только один подпункт (а все иные не имеют практического значения для большинства дел) пп.1 п.4 ч.3 412.1 в котором говорится о том, что «в надзорном порядке обжалуются определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, вынесенные в кассационном порядке«, то есть:

а) обжаловать в надзорном порядке можно только — кассационные решения Судебной коллегии ВС, и никакие иные судебные акты. Никакие решения судов общей юрисдикции (районных, областных) — в надзор обжаловать нельзя.

б) обжалование в надзорную инстанцию, возможно только в том случае, если существует тот процессуальный документ, который мог бы быть обжалован в надзор.

Такой документ может возникнуть (а может и не возникнуть) только на II-й ступени кассации (при обжаловании в Судебную коллегию ВС, в порядке п.2 ч.1 401.

3 УПК), когда жалоба, поступившая в Верховный суд проходит процедуру первичного изучения кассационной жалобы (согласно ч.1 401.10 УПК).

  • Будет ли надзорное обжалование возможно или нет — зависит от успеха или неуспеха на этом этапе:
  • Вариант 1 (надзор невозможен, если в передаче кассационной жалобы отказано)

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]