Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мотоблок — это транспортное средство или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мотокультиватор, оборудованный прицепом, не считается транспортным средством, на которое распространяются правила дорожного движения, поэтому получать на мотоблок водительские права не требуются. Но есть много факторов, обязывающих владельца мотоцикла получить водительское удостоверение. Во всех правовых вопросах необходимо опираться на законодательство, которое мотокультиватор не считает транспортным средством с дополнительным прицепом или без него.
В КоАП РФ есть целая главая под номером 12, перечисляющая штрафы ГИБДД за все нарушения на дороге. Но применяется она к транспортным средствам и практически каждая статья подразумевает нарушение именно на таком транспорте: управление ТС в состоянии опьянения, вождение без прав, езда без номеров, вне кабины – тоже на транспортном средстве.
Так вот, раз наш мотоблок не является таковым, то на него не может распространяться ни один штраф – причём, не имеет значения, ведёте ли вы его перед собой и сами идёте пешком, либо же передвигаетесь на прицепе мотоблока… Но это не точно, и вот в чём дело!
Есть теория – о ней мы говорили выше. Но есть и практика. И в 2023 году она совершенно разная. И делится по обсуждаемой нами теме на 2 важных этапа:
- вас останавливает на мотоблоке с прицепом или без него сотрудник МВД на дороге и выписывает штраф, считая его законным,
- вы обжалуете данное наказание в суде – в одной из инстанций, в том числе доходя до Верховного суда (ну или послушно оплачиваете штраф, хоть и считая его незаконным, но не желая тратить время на пусть к истине – такую ситуацию мы рассматривать не будем по понятным причинам).
Так вот, при общении с ДПС или представителем другого отделения полиции с вами может произойти что угодно. Важно понимать законность вынесенного постановления. Иначе его нужно обжаловать. И вот успешность подачи жалобы – главный вопрос в нашем случае, и ответ на него хоть и противоречивый, но простой.
Нужны ли права на мотоблок
Ни один нормативный акт не содержит в себе сведений относительно того,какие нужны права на мотоблок, а также порядка управления этой сельскохозяйственной техникой. Однако паспорт оборудования имеет чёткое ограничение о том, что перемещаться на ней на дорогах общего пользования нельзя. Но до пункта назначения не всегда можно добраться, минуя указанный маршрут, и владельцы такого средства могут вовсе не иметь прав. В этом случае, вполне возможно возникновение конфликта с инспекторами дорожного движения. Но проезд по сельским, лесным и просёлочным дорогам на мотоблоке ни у кого не вызовет никаких вопросов.
Соответственно, вывод напрашивается следующий: даже при наличии всех категорий прав, при выезде на мотоблоке на трассу и дорогу массового пользования, вполне можно нарваться на штраф. Инспекция безопасности дорожного движения обязана контролировать все виды техники в соответствии с ПДД.
Модельный ряд и технические характеристики
Начать перечисление моделей минитракторов Беларусь хотелось бы с модели 132H, которая обладает специфичной рамой, позволяющей достигать хороших показателей маневренности, а также снижения радиуса поворота агрегата. Благодаря наличию гидросистемы, возможно присоединение любого навесного оборудования без посторонней помощи.
Технические характеристики 132H:
- тип двигателя – 4-тактный, бензиновый,
- марка используемого мотора – GX390,
- максимальная мощность – 13 л.с.,
- тип привода – 4×4,
- максимальная развиваемая скорость – около 18 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 2,5 м,
- ширина агрегата – 1 м,
- высота агрегата – 2 м,
- общий вес – 425 кг,
- максимальная грузоподъемность – 700 кг.
Беларусь 132H, выпускаемый Минским заводом, будет стоить порядка 130 тысяч рублей, что является вполне адекватной ценой, учитывая многообразие тех работ, которые он выполняет. В принципе, окупаемость данного минитрактора составляет порядка 2-3 лет, что является нормальным показателем.
Более подробно о минитракторе Беларус 132н смотрите на видео:
Беларусь 152 был выпущен относительно недавно – в 2022 году. Пока еще рано судить о его эффективности, ведь времени прошло достаточно немного, но определенная репутация, завоеванная МТЗ, позволяет рассчитывать на достаточно хороший агрегат.
- тип двигателя – 4-тактный, бензиновый,
- марка используемого мотора – GX390,
- максимальная мощность – 13 л.с.,
- объем двигателя – 389 см3,
- тип привода – 4×3,
- максимальная развиваемая скорость – около 18 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 2,3 м,
- ширина агрегата – 0,98 м,
- высота агрегата – 1,97 м,
- общий вес – 530 кг,
- дорожный просвет – 28 см.
Цена на минитрактор Беларусь 152 составляет порядка 280 тысяч рублей.
Нужно ли оформлять страховку
Так как мотоблок небольшой мощности к транспортным средствам не относится, то и оформлять на него страховку не придётся.
Важно! Если владелец стал виновником аварии, то восстанавливать повреждённый автомобиль и компенсировать вред здоровью, нанесённый пострадавшим, придётся из собственных средств. Приводить в порядок нужно будет и частное и государственное имущество, если, к примеру, собственник, в результате ДТП, сломал чужие ворота или электрический столб.
Для возмещения ущерба потерпевший должен обратиться к независимым экспертам. После того, как определена сумма ремонта имущества, подаётся заявление в суд для взыскания средств.
Другой случай, когда владелец мотоблока стал потерпевшим в ДТП. Оплатить ремонт ему обязан виновник происшествия. Ущерб в этом случае оценивает и выплачивает страховая компания в рамках заключённого с собственником транспортного средства договора. Если выделенных денег не хватает на восстановление мотоблока, собственник может подать в суд и добиться полной компенсации причинённого вреда имуществу.
Модельный ряд и технические характеристики
Начать перечисление моделей минитракторов Беларусь хотелось бы с модели 132H, которая обладает специфичной рамой, позволяющей достигать хороших показателей маневренности, а также снижения радиуса поворота агрегата. Благодаря наличию гидросистемы, возможно присоединение любого навесного оборудования без посторонней помощи.
Технические характеристики 132H:
- тип двигателя – 4-тактный, бензиновый,
- марка используемого мотора – GX390,
- максимальная мощность – 13 л.с.,
- тип привода – 4×4,
- максимальная развиваемая скорость – около 18 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 2,5 м,
- ширина агрегата – 1 м,
- высота агрегата – 2 м,
- общий вес – 425 кг,
- максимальная грузоподъемность – 700 кг.
Беларусь 132H, выпускаемый Минским заводом, будет стоить порядка 130 тысяч рублей, что является вполне адекватной ценой, учитывая многообразие тех работ, которые он выполняет. В принципе, окупаемость данного минитрактора составляет порядка 2-3 лет, что является нормальным показателем.
Более подробно о минитракторе Беларус 132н смотрите на видео:
Беларусь 152 был выпущен относительно недавно – в 2022 году. Пока еще рано судить о его эффективности, ведь времени прошло достаточно немного, но определенная репутация, завоеванная МТЗ, позволяет рассчитывать на достаточно хороший агрегат.
- тип двигателя – 4-тактный, бензиновый,
- марка используемого мотора – GX390,
- максимальная мощность – 13 л.с.,
- объем двигателя – 389 см3,
- тип привода – 4×3,
- максимальная развиваемая скорость – около 18 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 2,3 м,
- ширина агрегата – 0,98 м,
- высота агрегата – 1,97 м,
- общий вес – 530 кг,
- дорожный просвет – 28 см.
Цена на минитрактор Беларусь 152 составляет порядка 280 тысяч рублей.
Документы, которые необходимы владельцам оборудования
Как упоминалось выше, мотоблок разрешено эксплуатировать без лицензии, так как он не является транспортным средством. Но чтобы обезопасить себя, важно знать, какие документы нужны на права мотоблока. Можно взять права категории «А» необходимые для управления мотоциклами. Они предназначены для транспортных средств с небольшим объемом двигателя, а небольшая сельскохозяйственная техника имеет лишь малую мощность.
Еще один необходимый документ — паспорт самоходного средства, который выдается департаментом сельского хозяйства. Процесс регистрации в этой организации намного сложнее, чем в ГАИ. Поэтому, если нет желания передвигаться по дорогам общего пользования, то не получится зарегистрировать полуприцепы и блоки двигателей. Дачники могут не бояться штрафных санкций за это, так как они используют машину только в личных целях. Но предприятиям необходимо получить паспорт на устройство. Этот документ может потребоваться даже при движении по обочине.
Можно ли ездить на мотоблоках по дорогам общего пользования?
Вопрос о перевозке грузов остается открытым. С использованием прицепа или тележки владелец должен ездить по дорогам общего пользования. В то же время возможна ситуация встречи, по дороге, с инспекторами ГАИ. Тогда лучше заранее запастись необходимыми знаниями.
Водители понимают, что получить водительские документы и сдать экзамены по вождению мотоблока невозможно. Но, выехав на дорогу на нем с прицепом, водители автоматически становятся участниками дорожного движения. Поэтому автоинспектор может запросить соответствующее свидетельство о том, что машинист не просто знаком с правилами дорожного движения, но и знает их.
На чем бы не ездил гражданин, на дороге без этих знаний обойтись невозможно. Кроме того, если он путешествует с пассажирами в кузове, при отсутствии документа, будет наложен штраф. И причина этому будет пункт 22 ПДД, в котором свидетельствуется, что людей возможно перевозить только соответствующим правилам транспортным средством.
Во избежание неприятностей, лучше подготовиться и стать действительным участником дорожного движения. Для этого будет необходимо:
- Открыть любую категорию, даже самую низкую «А», которая позволяет ездить на мотоциклах. Это будет неоспоримым доказательством того, что гражданин знаком с правилами и знает, как реагировать на различные дорожные знаки и светофоры.
- Перед поездкой нужно взять удостоверение личности и предъявить его по мере необходимости.
- Если планируется часто ездить на МБ, нужно установить на нем фару, а прицеп покрыть лентой, отражающей фары.
Если машинист будет следовать этим советам, то не только обеспечит безопасность на дороге, но и будет считаться действительным участником дорожного движения. При этом нужно быть готовым к тому, что при нарушении правил, возможно привлечение к административной ответственности.
Легализация тракторов на основе мотоблоков
Полноприводные переоборудованные мотоблоки и модификации должны быть легализованы, то есть зарегистрированы в Гостехнадзоре. Для этого владельцы ТС (переоборудованного из мотоблока или изготовленного собственными руками) подают документы на проверку.
Документы | Действия для легализации эксплуатации |
• заявление о регистрации переоборудованного или изготовленного собственными руками трактора;
• удостоверение личности с отметкой о постоянном или временном проживании; • оригиналы (допускается также изготовление копий) товарных чеков на приобретенные компоненты, детали и узлы, которые использовались для изготовления трактора. |
1. На основании представленных документов, служба государственного технического надзора проводит полный технический осмотр трактора и проверку на соответствие установленным государством стандартам.
2. После этого составляется акт. В нем указывается соответствие перепроектированной или собранной конструкции техническим нормам и требованиям экологии и безопасности. Важно проверить то, оснащен ли трактор необходимыми сигнальными и осветительными устройствами, имеет ли достаточное сопротивление опрокидыванию, обладает ли достаточными тормозными свойствами и т.д. 3. Если всё в порядке и было доказано, что собранный минитрактор можно эксплуатировать, то владельцу минитрактора выдается техническое свидетельство и регистрационный номер, а также водительское удостоверение трактора с обозначенной категорией. |
Владелец трактора может на законных основаниях передвигаться по дороге общего пользования, включая прицеп, при условии, что самоходное транспортное средство не усложнит ситуацию на проезжей части и не будет препятствовать транспортному процессу.
Что такое утилизационный сбор?
01.01.2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015г. №392-ФЗ, изменивший редакцию статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая обязывает уплачивать утилизационный сбор в размере 69 000 рублей для тракторов с мощностью двигателя от 5.5 л. с. до 30 л. с., 86 250 рублей для тракторов с мощностью двигателя более 30 л. с., но не более 60 л. с., и 120 750 рублей для тракторов с мощностью от 60 до 90 л. с. Компания-импортер может уплачивать утилизационный сбор сразу, и включать его в стоимость техники, а может предоставить выбор необходимости уплаты конечному потребителю. При любом варианте, оплата данного сбора в итоге ложится на плечи конечного потребителя.
Мы, как розничный продавец, продаем непосредственно технику, а также, при необходимости, берем на себя обязательства оформления Паспорта Самоходной Машины (ПСМ) при условии соответствующей заявки от покупателя, и оплаты им суммы утилизационного сбора в размере, установленным действующим законодательством.
Постоянно горит задний ход: основная причина, как устранить
В России многие умельцы самостоятельно изготавливают мотоблоки. Естественно у такой техники нет никаких паспортов, сертификатов, нет правового обоснования эксплуатации.
Тем не менее, использовать технику для собственных нужд, на своем участке, в личных целях можно. Здесь опять же можно опираться на Приказ № 807 Министерства сельского хозяйства России, в котором четко обозначено, что мотоблок не является трактором.
А вот выезжать на дороги общего назначения на таком аппарате лишний раз не стоит. Сотрудники ГИБДД могут попытаться обозначить целый «букет» нарушений, среди которых отсутствие регистрации, управление без соответствующего ВУ и прочее.
Так как технического паспорта нет, невозможно доказать, что мотоблок это мотоблок, а не трактор. Соответственно представители закона могут попытаться затребовать права тракториста.
Поэтому выезжать на оживленные дороги не следует, да и по сельским лучше ездить только в случае необходимости. Потому что доказывать свою правоту придется в судах.
Со скольки лет можно управлять мотоблоком?
Никаких сведений о том, со скольки лет можно начинать управлять мотоблоком в инструкции по эксплуатации нет.
Однако, если вы планируете использовать его только в пределах своего участка, то достаточно того, чтобы хватило сил управлять ним, ведь многие модели достаточно тяжелые.
Сложно будет справиться с мотокультиватором и ребенку 12 лет, так как при управлении требуется определенная сноровка, сила, знание и умение управлять механизированным агрегатом.
Планируя использовать мотоблок в качестве перевозчика грузов, вам придется перемещаться по проезжей части, вот именно для этого и потребуются права, о которых было сказано выше. А их получают только по достижению 18 лет.
Поэтому, делая выводы, очевидно, что при эксплуатации мотоблока в пределах своего участка, наличие прав на его управление не требуется.
Однако, если приходится перемещаться по проезжей части, то желательно получить водительские документы.
Когда права на мини-тракторы водителям не нужны?
Ответ на этот вопрос зависит во многом от условий его использования:
- Они необходимы в рамках передвижения на МТ по дороге общего использования, то есть при эксплуатации в роли транспортного средства в стандартном дорожном движении.
- Права вовсе не обязательны при применении данной техники за пределами города в сельскохозяйственной работе на полях, близ лесополосы, то есть вне границ дорожного движения.
- По поводу государственной регистрации. В рамках использования МТ без выезда на дорогу многие автовладельцы полагают, что регистрировать такое средство передвижения не нужно. Отчасти это на самом деле так, но лишь при том условии, что транспорт эксплуатироваться будет вне дорог общего пользования без каких-либо исключений.
Если же таковые возможны, то мини-тракторы надо обязательно регистрировать в течение десяти дней после их приобретения (если срок был по тем или иным причинам пропущен, то придется заплатить штраф). А вот оформлять мотоблок нет никакой необходимости. Многим интересно, нужны ли права на мотоблок.
Что необходимо делать в том случае, если мини-трактор является самодельным?
Алгоритм действий в рамках получения прав на то, чтобы управлять заводскими мини-тракторами, понятен. Но что же необходимо делать, если он является самодельным? Полноприводный МТ, который был сконструирован не на заводе, нужно в обязательном порядке зарегистрировать в государственном технадзоре. Владельцы самодельных мини-тракторов должны представлять в этот орган следующие документы:
- Заявление на регистрацию самодельного либо переделанного трактора.
- Паспорт (с пометкой о регистрации по своему месту жительства).
- Товарный чек (оригинал или копия) на всевозможные купленные детали, которые применялись в процессе сборки МТ.
Как понять, нужны ли права на мотоблок
Эта техника не занимает много места на проезжей части, движется медленно и не оборудована дополнительными приспособлениями, в отличие от тракторов, поэтому она не предназначена для езды по дорогам с твердым покрытием и с технической точки зрения нет необходимости получать права. Юридически эта техника имеет конструктивные особенности, которые тоже могут стать причиной наказания в виде штрафов от инспекторов ГАИ. Поэтому мотоблок — это не транспортное средство (ТС), об этом также заявляет производитель техники. В инструкции по эксплуатации указано, что использование этого средства на дорогах общего пользования запрещено.
Если посмотреть на законодательство, то там также категорически заявляется, что эта техника не является ТС. В результате, она не нуждается в официальной регистрации и проверке на государственном уровне. Поэтому можно эксплуатировать только на объектах, фермах или виллах.
Нужно ли оформлять страховку
Так как мотоблок небольшой мощности к транспортным средствам не относится, то и оформлять на него страховку не придётся.
Важно! Если владелец стал виновником аварии, то восстанавливать повреждённый автомобиль и компенсировать вред здоровью, нанесённый пострадавшим, придётся из собственных средств. Приводить в порядок нужно будет и частное и государственное имущество, если, к примеру, собственник, в результате ДТП, сломал чужие ворота или электрический столб.
Для возмещения ущерба потерпевший должен обратиться к независимым экспертам. После того, как определена сумма ремонта имущества, подаётся заявление в суд для взыскания средств.
Другой случай, когда владелец мотоблока стал потерпевшим в ДТП. Оплатить ремонт ему обязан виновник происшествия. Ущерб в этом случае оценивает и выплачивает страховая компания в рамках заключённого с собственником транспортного средства договора. Если выделенных денег не хватает на восстановление мотоблока, собственник может подать в суд и добиться полной компенсации причинённого вреда имуществу.
Езда на дорогах общего пользования
Если изучить инструкцию, прилагающуюся к агромашине, можно узнать, что технике данного вида нельзя передвигаться на общественных дорогах. Зачастую, чтобы добраться до требующего обработки участка земли, нам необходимо проделать путь по проезжей части.
В этом случае могут возникнуть проблемы с сотрудниками ГИБДД. Некоторые фермеры не имеют водительского удостоверения и могут быть оштрафованы. Заметим, что это касается только езды на общественных дорогах. В случае передвижения по проселочным дорожкам, штрафы не выписываются.
Оштрафовать вас могут даже в том случае, если вы имеете шоферского удостоверения. Сельхозтехника не относится к ТС и главной ее задачей является обработка почвы, то двигаться на дорогах общего пользования она не должна.
Появляется непонятная ситуация, ведь сотрудники автоинспекции должны контролировать все движущиеся средства. Есть определенные правила дорожного движения, с которыми должны быть знакомы все автовладельцы.
Документы, которые необходимы владельцам техники
Как уже было сказано выше, управление мотоблоком разрешено без прав, ведь он не является транспортным средством. Но чтобы обезопасить себя, можно взять права категории «А» — это документы, необходимые для вождения мотоциклов. Они рассчитаны на средства передвижения с небольшим объемом двигателя, а у малогабаритной сельхозтехники как раз небольшая мощность.
Другой необходимый документ — это паспорт, который выдается сельскохозяйственным управлением. Процесс регистрации в нем гораздо сложнее, чем в ГАИ.
Поэтому если вы не собираетесь передвигаться вдоль общественных дорог, можно и не регистрировать полуприцепы и моторный блок.
Дачники могут не опасаться штрафов за это, ведь используют аппарат исключительно в личных целях. А вот хозяйственным предприятиям обязательно нужно получить паспорт на устройство. Этот документ могут потребовать даже при езде по обочине.
Если аппарат принадлежит работнику предприятия и ему необходимо добраться на устройстве до места работы, то необходимо пропуск от этого предприятия; тогда считается, что на езду есть право. Пропуск дает возможность ездить по незагруженным дорогам, которые прилегают к организации, при этом нельзя нарушать правила ПДД и препятствовать вождению.