Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание, постановка имущества на баланс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 01.01.2018 при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений применяется Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее — Стандарт).
Нормативное регулирование
Согласно пункту 7 Стандарта, основные средства — являющиеся активами материальные ценности. В пункте 8 Стандарта говорится:
Основные средства стоимостью свыше 3000 руб.Согласно п. 22 Инструкции N 148н операции по списанию объектов ОС оформляются следующими документами:
Учреждения физической культуры и спорта, как и иные бюджетные учреждения, в силу норм п. 1 ст. 298 ГК РФ не вправе отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им, если имущество закреплено за учреждением собственником или приобретено учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение данного имущества. Данная норма не распространяется на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности, при условии, что учреждению разрешено заниматься этой деятельностью. Таким образом, имуществом, выделенным собственником или приобретенным за счет его средств, учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно, в том числе списывать с баланса. Следовательно, составление акта на списание не всегда является достаточным основанием для совершения операции по выбытию объекта. В информационно-правовых системах имеются нормативные акты, регламентирующие порядок отчуждения имущества, закрепленного за учреждениями, подведомственными тем или иным органам исполнительной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. В качестве примера можно привести Положение о порядке дачи согласия на списание государственного имущества Ленинградской области и внесении изменения в Постановление Правительства Ленинградской области от 25 июня 2004 года N 120 «Об образовании Ленинградской областной комиссии по вопросам распоряжения государственным имуществом», утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 02.05.2006 N 132 (далее — Порядок N 132). Им будут руководствоваться учреждения физической культуры и спорта, учредителем которых является субъект РФ — Ленинградская область. Остановимся подробнее на нормах этого документа ввиду того, что подобные нормативные акты разных субъектов РФ содержат аналогичную информацию. В соответствии с п. 2 Порядка N 132 списанию подлежит государственное имущество Ленинградской области, относящееся к объектам основных средств и нематериальных активов:
Списание имущества производится в случае, когда его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно; быть реализованным либо переданным другим предприятиям, бюджетным учреждениям, автономным учреждениям или в муниципальную собственность в установленном нормативными актами порядке оно тоже не может. Непригодность объектов основных средств к дальнейшему использованию устанавливает комиссия, назначенная приказом руководителя бюджетного учреждения. Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)Стоит отметить, что всё перечисленное во втором пункте целесообразно сделать до момента списания имущества. Процесс разработки паспортов, поиска соответствующего подрядчика и заключения договоров может занять длительное время. В том числе и более 11 месяцев, а значит есть риск нарушить требования законодательства. Арбитражные суды трёх инстанций отказывая в удовлетворении требования УФНС пояснили, что надлежащим способом защиты прав кредиторов является подача иска о взыскании убытков. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. В ходе процедуры банкротства по делу №А40-127578/20 управляющий столкнулся с ситуацией, когда ТМЦ были списаны на внушительную сумму – 7,25 млн. руб. В качестве обоснования списания ТМЦ была приложена экспертиза, доказывающая непригодность ТМЦ, узлов и элементов для дальнейшего использования. Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. Оприходование указанных материалов осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) или требования-накладной (ф. 0504204). Причины списания ОС, если амортизация еще не закончиласьЕсли организация принимает решение списать основное средство, которое еще не самортизировано (то есть имеет ненулевую остаточную стоимость), то причиной тому становится нецелесообразность дальнейшего использования актива.
Как правило, причиной преждевременного списания до истечения срока полезного использования становится:
Во всех указанных случаях пришедшее в негодность оборудование или иной объект основных средств следует списать. Списание основных средств, не соответствующих критериям активаАвтор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» Каковы особенности списания объектов основных средств при несоответствии критериям признания их активами у автономных учреждений? Списание какого имущества необходимо согласовывать АУ с учредителем? Какие документы необходимо оформить? Как отразить в бухгалтерском учете АУ данные операции? Основания для выбытия объектов ОС с бухгалтерского учета поименованы в п. 51 Инструкции № 157н, п. 45 СГС «Основные средства». К ним, в частности, относятся: прекращение признания объекта ОС при условии несоответствия его критериям признания активов (объект, который не приносит учреждению экономических выгод, не имеет полезного потенциала и в отношении которого в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод) (п. 8 СГС «Основные средства»); передача в порядке, предусмотренном законодательством РФ, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию; возврат объекта учета финансовой аренды при прекращении права пользования и (или) владения без выкупа объекта; включение объекта имущества в состав государственной части (негосударственной части – по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ или национального библиотечного фонда; передача в результате продажи (дарения); иные основания, предусматривающие в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом. Комплекс действий учреждения при принятии решения о выбытии (списании) имущества (в том числе оформление необходимых документов, отражение операций в бухгалтерском учете) в каждом из перечисленных случаев различается. Далее рассмотрим порядок списания с учета объектов ОС, которые не соответствуют критериям признания их активами, в случаях, когда имущество: 1) непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа; 2) выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения. Комплекс действий при списании объектов ОСКак правило, автономные учреждения при списании имущества с бухгалтерского учета руководствуются своей учетной политикой и нормативными правовыми актами учредителя (собственника имущества), в которых установлен порядок списания (согласования списания) государственного (муниципального) имущества. В отношении федерального имущества Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение № 834). Поскольку принципы списания федерального имущества, имущества субъектов РФ (муниципального имущества) аналогичны, далее будем опираться на нормы указанного положения.
а) на федеральное имущество, изъятое из оборота; б) на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, а также документы, включенные в Архивный фонд РФ и (или) Национальный библиотечный фонд; в) на федеральное имущество, расположенное за пределами РФ. По указанной теме можно сделать несколько основных выводов:
Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020Перечень документов, необходимых для согласования списания имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом власти субъекта РФ, муниципальным органом власти, в ведении которого оно находится. В качестве примера приведем перечень документов, необходимых для принятия решения о согласовании списания федерального имущества, утвержденный Приказом Минспорта РФ от 28.12.2015 № 1250 в части особо ценного движимого имущества: 1. Сопроводительное письмо с указанием прилагаемых документов и причин списания особо ценного движимого имущества, подписанное руководителем и главным бухгалтером учреждения. 2. Перечень особо ценного движимого имущества, решение о списании которого подлежит согласованию. В перечне указываются:
3. Копия приказа учреждения о создании постоянно действующей комиссии, на которую возложены полномочия по подготовке и принятию решений о списании имущества, с приложением положения о данной комиссии и сведений о ее составе, утвержденного приказом руководителя. 4. Копия протокола заседания комиссии о списании имущества. 5. Оригинал акта о списании имущества. 6. Инвентарные карточки учета предлагаемого к списанию имущества. 7. Техническое заключение о состоянии объекта имущества независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории РФ. 8. При списании транспортных средств дополнительно представляются:
9. При списании транспортного средства, выбывшего вследствие аварии, дорожно-транспортного происшествия, дополнительно прилагаются:
В отношении недвижимого имущества указанным приказом Минспорта утвержден отдельный перечень документов, необходимых для согласования списания недвижимости. При принятии комиссией решения о списании объектов основных средств оформляются следующие первичные документы (Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н):
Для справки: выбытие объектов основных средств в случаях их продажи, безвозмездной передачи и иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, оформляется актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Оформленный комиссией акт о списании имущества утверждается руководителем в следующем порядке (п. 10 Положения № 834):
Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании (демонтаж, утилизация), и отражение в учете выбытия объекта ОС не допускаются до утверждения в установленном порядке акта о списании (п. 11 Положения № 834, п. 52 Инструкции № 157н). И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:
Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:
Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов. Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет. Ликвидируем ненужную недвижимостьПо контролируемым сделкам организация должна ежегодно представлять в ИФНС соответствующее уведомление. Факт того, что предметом сделки является объект недвижимости, еще не дает основания признавать ее контролируемой. Для того, чтобы такая сделка (как, впрочем, и любая другая) стала признаваться контролируемой, необходимы определенные условия. Так, например, если сделка совершена между российскими взаимозависимыми лицами, то она признается контролируемой (если иное не предусмотрено п. 3, 4, 6 ст. 105.14 НК РФ) при одновременном выполнении двух условий:
Например, если продавец, применяющий ОСНО, продает объект фирме, применяющей ЕСХН, и при этом сумма дохода по сделкам с данным контрагентом за календарный год превысила 1 млрд руб., то в таком случае сделка будет считаться контролируемой. Если же объект продается иностранному лицу, то здесь действуют уже иные критерии. Суммовой порог по доходам в данном случае ниже – 60 млн руб. И при этом иностранный покупатель не обязательно должен считаться взаимозависимым лицом (в целях признания сделки контролируемой). Например, если он зарегистрирован в государстве, включенном в Перечень офшорных зон, утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, то сделка с ним будет приравнена к сделке с взаимозависимым лицом. Соответственно, при превышении порога в 60 млн руб. сделка будет считаться контролируемой. Таким образом, в большинстве своем сделки по продаже недвижимости не считаются контролируемыми. План бухгалтерского учёта (ПБУ) в п. 29 прямо указывает на тот факт, что активы, которые:
должны быть в обязательном порядке списаны с бухгалтерского учета, то есть должна быть произведена процедура выбытия. Как снять с баланса недвижимое имущество на которое нет права собственностиДанное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства (см., например, приказ Росводресурсов от 23 ноября 2011 г.
В дальнейшем при использовании оприходованных материальных ценностей в производстве либо при их продаже их самостоятельно определенную стоимость вы сможете списать в расходы. Причем полностью — как в бухгалтерском, так и в налоговом учетеп. 2 ст. 254, подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ; Письмо Минфина России от 30.09.2010 № 03-03-06/1/621. / условие / На балансе организации находится здание (приобретенное до 2001 г.) первоначальной стоимостью 5 000 000 руб. (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете). Для упрощения примера предположим, что сумма начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете одинаковая — 3 500 000 руб. Организация перестала использовать здание и приняла решение о его сносе. Оба эти решения приняты одновременно (в апреле 2011 г.) и отражены в разделах 1 и 2 акта на списание объекта основных средств по форме № ОС-4. Для сноса организация привлекла подрядную организацию, стоимость ее работ — 450 000 руб. плюс НДС 81 000 руб. (всего 531 000 руб.). Как в этом случае учитывать расходы на ликвидацию недвижимости (включая стоимость работ по сносу или демонтажу), а также остаточную стоимость:
Как снять с баланса недвижимое имуществоИ чтобы не спорить с проверяющими по вопросу того, почему вы неправильно заполнили унифицированную форму (а уж тем более вообще не заполнили ее), лучше составить акт ОС-4 по инструкции — «как надо». Кстати, забегая вперед, скажем, что акт ОС-4 важен и для обоснования расходов, связанных со сносом здания, в налоговом учете. Ведь он (по пока еще действующим правилам) является обязательным документом, подтверждающим сам факт сноса здания. Из авторитетных источников “По действующему законодательству первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете»п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Для случаев ликвидации объекта ОС в альбомах унифицированных форм содержится форма первичного учетного документа — форма № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Так как же определить момент списания недвижимости с баланса в качестве основного средства? За разъяснениями мы обратились к специалистам финансового ведомства. Из авторитетных источников “Это сложный вопрос, потому что практика расходится с требованиями нормативных документов. ПБУ 6/01 требует списывать ОС тогда, когда оно прекратило приносить экономические выгоды организации. Списать основное средство нужно тогда, когда оно перестало использоваться и стало понятно, что его использование больше не предполагается. Это может быть приказ руководителя о прекращении использования здания и начале подготовки к сносу. Доходная деятельностьУчреждение в отношении закрепленного за ним имущества и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, осуществляет право оперативного управления (ст. 296, п. 1 ст. 298 ГК РФ). В то же время учреждению законодательно предоставлена возможность осуществлять с согласия учредителя приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Возможность для бюджетного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность предусмотрена также в п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161, п. 1 ст. 232, п. 4 и 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, а также в ряде других нормативных актов, включая утверждаемые ежегодно законы о федеральном бюджете. В перечисленных выше статьях Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) указанная деятельность определена как предпринимательская и иная приносящая доход. Если денежные средства учреждения, полученные от разрешенной ему деятельности, приравниваются к дополнительному бюджетному финансированию от имени собственника (см., напр., ст. 28 Закона «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 N 186-ФЗ), то в расходовании данных средств учреждение формально не самостоятельно и режим пункта 2 ст. 298 ГК РФ на него не распространяется. Согласно действующему законодательству бюджетное учреждение самостоятельно лишь в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161 БК РФ). Если же полученные денежные средства не относятся к бюджетному финансированию, учреждение в соответствии со ст. 161 БК РФ и ст. 298 ГК РФ самостоятельно в их распоряжении. В связи с этим возникают вопросы, связанные с характером прав учреждения на самостоятельное распоряжение полученных за счет внебюджетных источников денежных средств и приобретенного на эти средства имущества:
Право хозяйственного веденияСторонники другой позиции рассматривают право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом в качестве права, наиболее близкого к праву хозяйственного ведения. Ранее в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР от 31.05.91 N 2211-I), в п. 2 ст. 48, было прямо указано, что доходы и имущество, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности, принадлежат учреждению на праве полного хозяйственного ведения. По причине отсутствия в действующем законодательстве аналогичной формулировки большинство авторов не называют рассматриваемое право непосредственно правом хозяйственного ведения и не пытаются в полном объеме распространить на деятельность учреждения по самостоятельному распоряжению имуществом нормы правового положения права хозяйственного ведения, а лишь указывают на сходство с ним. К тому же заметим, что согласно редакции ст. 294 ГК РФ субъектом права хозяйственного ведения может быть только государственное (за исключением казенного) или муниципальное унитарное предприятие, но не учреждение. Кроме того, согласно п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник предприятия, имущество у которого находится в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования данного имущества. Но, как мы знаем, учреждения, равно как и другие некоммерческие организации, не могут распределять полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Отметим также, что если в соответствии с правом хозяйственного ведения на распоряжение недвижимым имуществом требуется согласие собственника (п. Списание имущества предприятияНазначается специальная комиссия, в которую входят бухгалтер, руководитель и несколько сотрудников. Они визуально осматривают имущество и делают заключение, что оно подлежит списанию. Далее составляется акт списания, образец которого можно увидеть здесь. Решение о списании принимается исходя из следующих принципов: Сведения, на основании которых принималось решения, должны быть достоверными и прозрачными. Следует рассматривать все возможности, чтобы оставить имущество и осуществлять списание только при крайней необходимости. Максимальная выгода и польза от списания для предприятия. Приказ о списании должен написать сам руководитель. Однако существует ряд исключений из обязательства записать амортизацию, когда компания может немедленно начать выпуск полностью. И тогда есть исключения из исключений. Что бы вы ни искали, налоговый консультант Дирк Витте из Ольденбурга. Даже если отвертка или термос для офиса, вероятно, продлится намного дольше трех лет. В случае таких небольших активов налоговая инспекция не проверяет, оставили ли они активы компании. Однако у компаний есть выбор — они могут также списать такие активы в течение нескольких лет. До 410 евро: право голоса — немедленно начать или списать. Движущиеся активы до 410 евро являются классифицированными как активы с низкой стоимостью. Только разница с товарами до 51 евро. Затраты: в отдельных случаях налоговая инспекция проверяет местонахождение. Похожие записи: |