Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать с МУПом – реорганизовать или ликвидировать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В связи с тем, что муниципальное унитарное предприятие (МУП) является продуктом, созданным администрацией, без прав на имущество, закрытие муниципальных предприятий отличается от других форм. Руководитель МУП, назначенный собственником-учредителем, самостоятельно решает все вопросы по поводу ведения хозяйственной деятельности, кроме отчуждения имущества. Он ведет работы самостоятельно, но с регулярной отчетностью перед учредителем. В тоже время, учредители муниципального унитарного предприятия не являются его участниками. Это играет определенную роль в успешности жизнедеятельности унитарного органа, отвечающего за свои долги имуществом учредителя. В том случае, когда имущества не хватает для расчетов с кредиторами, собственник несет субсидиарную ответственность. Он же, чаще всего, направляет в суд заявление о запуске процедуры закрытия унитарного предприятия. Кроме этого, заявление может исходить от кредиторов или фискальных органов. Решение финансовых вопросов за счет банкротства запрещено религиозным организациям, государственным предприятиям, общественным союзам.
Причины банкротства муниципального предприятия
Основной причиной закрытия муниципальной организации является ее финансовая несостоятельность — неспособность удовлетворить требования всех кредиторов в полной мере. В число кредиторов входят рабочие предприятия, которым не выплачивают зарплату. Наряду с финансовой несостоятельностью перед рабочими, поставщиками сырья, материалов, МУП перестает платить налоги и другие обязательные платежи. Банкротство МУП зависит от внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов относят:
- влияние мирового экономического кризиса;
- действующую государственную политику с колебаниями валюты, инфляцией, неполной занятостью населения, низкой покупательной способностью и другими тенденциями;
- природные, климатические, форс-мажорные обстоятельства.
- Внутренние факторы связаны с неэффективным руководством компанией. Сюда можно отнести:
- физический и моральный износ основных средств;
- низкий уровень модернизации оборудования и производственных процессов;
- неграмотное руководство предприятием;
- частые аварийные ремонты;
- повышение цен на сырье, материалы, оборотные средства;
- «тормозящие» факторы действия или бездействия со стороны учредителя;
- сотрудничество с другими компаниями;
- смена руководителя.
Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия
К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:
- наблюдение;
- санация;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- заключение мирового соглашения.
Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.
Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).
Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.
Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.
Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий (ст. 94 Закона).
Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов — арбитражных управляющих (ст. 20-26 Закона).
В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:
- прекращении производства по делу о банкротстве;
- заключении мирового соглашения;
- введении следующей процедуры — конкурсного производства.
С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.
Банкротство автономного учреждения
Автономные учреждения, исходя из всего вышеперечисленного, не должны подвергаться процедуре банкротства. Это происходит, не смотря на то, что автономное учреждение несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом и чисто теоретически, конечно же, может оказаться банкротом.
В связи с этим возникает спорная ситуация, потому что возможность признания организации
1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо).
Банкротство унитарного предприятия
1.1. Наличие убытков, их размер и причинно-следственную связь между нарушением и возникновением убытков будет доказывать лицо, заявившее требование о взыскании убытков.
2.1. Ещё раз говорю. может. Обязательно надо подавать. Пусть Арбитражный суд пишет Определения об отказе. Но эти банкнотные дела БУДУТ находиться на картотеке арбитражных судом и их не вырубишь топором. Контрагенты вашего предприятия пять раз подумаю прежде чем заключать с ним сделки. А множественная подача таких заявлений приведет к тому. Что Председатель АС доложит в Правительство РФ о ситуации и скандале и это даст толчок к выплате денег.
3.1. Если это не задача, то вызывает сомнение вот это.
Приказом начальника главка Минпромторга РФ директор был подвергнут штрафу в размере 25 тыс. руб. и дисквалифицирован сроком на 5 лет.
3.2. Принципе дисквалификация сейчас активно практикуется. Право обжаловать всегда есть. Были ли основания ни кто не ответит, потому как не знакомы с материалами дела.
Выкладывайте ссылку на дело о банкротстве «в картотеке арбитражных дел» прикрепляйте документы о штрафе и дисквалификации. Почитаем.
4.1. В ходе процедуры банкротства это невозможно, так как банкротство — это ликвидация предприятия, а не реорганизация.
Арбитражный/финансовый управляющий Виталий Снытко.
5.1. Если процедура банкротства ещё «де юре» не завершена, то Конкурсный управляющий.
6.1. По согласованию с работодателем.
7.1. К субсидиарной ответственности могут привлечь, если только действия этого Учредителя способствовали банкротству.
8.1. ЛЮБОЕ юридическое лицо отвечает по долгам своим имуществом, учредитель долги не погашает никогда.
8.2. ДА, придется погашать.
9.1. Если вы муниципальное предприятие, то варианты с реорганизацией не для вас.
У вас один путь заявление на банкротство.
9.2. Слияние компаний — это объединение двух и более юридических лиц в одну бизнес структуру, которая получает все обязанности и права реорганизованных фирм. Когда слияние компаний заканчивается, реорганизованные фирмы лишаются своей юридической силы, и их удаляют из списка ЕГРЮЛ.
Присоединение фирм — эффективный вариант ликвидации компаний. Реорганизация компаний путем присоединения — это прекращение деятельности юридического лица, которое передает все обязанности и права другому предприятию. Присоединение фирм, равно, как и слияние компаний, приводит к тому, что реорганизованная организация удаляется из списка ЕГРЮЛ. Но если слияние компаний ведет к созданию новой компании, то присоединение АО или же ООО возможно лишь на основании передаточного акта, то есть не будет возникновения нового юридического лица. Присоединение фирм происходит в ИФНС, для чего потребуется лишь государственная регистрация изменений в учредительных документах.
9.3. Лучше реорганизацию в форме выделения Долги на старом МУЖЕ а минимальные обязательства на новом.
10.1. Вопрос о реорганизации Пума решает муниципальное образование. Разницы между слиянием или присоединением нет.
11.1. Такая процедура вполне законна.
С уважением, Вадим Кравченко.
12.1. К сожалению, с юридической точки зрения НЕ ОБЯЗАН.
Как бывает на практике?
Часто, чтобы на старом предприятии работнику не платить выходное пособие по сокращению, ему предлагают написать заявление об увольнению по собственному желанию и в этот же день заявление о приёме на работу в новое предприятие.
Поскольку предприятие муниципальное, есть смысл работникам сходить на встречу к главе муниципалитета и попросить его обязать назначенного им руководителя нового МУЖА принять вас на работу.
К сожалению, ситуация такова что решить вашу судьбу по закону труднее чем с «Политических позиций». Напомните главе какой он «хороший» и как вы за него «голосовали на выборах», все как один.
Это шанс и в наше время не стоит им пренебрегать.
Удачи Вам.
С уважением Тимошенко Владимир Андреевич.
13.1. Это называется замещением активов должника (ст. 115 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Есть особенности проведения банкротства унитарных предприятий. Чтобы разобраться в вопросе почитайте этот закон.
Специфический статус государственных и муниципальных предприятий, влияющий на процедуру банкротства
При проведении процедуры банкротства государственных и муниципальных предприятий необходимо учитывать следующие специфические особенности:
- во-первых, назначение руководителя государственного или муниципального предприятия собственником имущества этого предприятия в лице муниципальных или государственных органов управления. На должность руководителя муниципального или государственного предприятия не может претендовать учредитель иных юридических лиц, занимающийся коммерческой практикой и предпринимательством, выступающий в качестве единоличного исполнительного органа, или принимающий участие в забастовках. Руководители государственных и муниципальных предприятий наделены правом осуществления только следующих видов деятельности: научной, преподавательской и иной творческой;
- во-вторых, законодательно наложенные ограничения на порядок распоряжения имуществом государственного или муниципального предприятия. Государственные и муниципальные предприятия лишены возможности осуществления целого ряда операций с имуществом предприятия без наличия согласия его собственника. Государственные и муниципальные предприятия не могут передавать имущество предприятия в залог, осуществлять его продажу, внесение в уставный капитал других организаций. На все эти действия требуется согласие собственника имущества;
- в-третьих, осуществление отдельных видов сделок только при наличии согласия собственника имущества государственного и муниципального предприятия. К числу таких сделок относятся предоставление займов, поручительств, получение гарантий, обременение, вступление в договор простого товарищества.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Эти ограничения призваны обеспечить отсутствие возможности незаконного вывода имущества из государственных и муниципальных предприятий.
Для признания государственных и муниципальных предприятий банкротами необходимо их соответствие следующим условиям:
- во-первых, наличие документально подтвержденных долговых обязательств на сумму более 300 тысяч рублей;
- во-вторых, наличие просрочки по погашению обязательств, продолжительностью более 3 месяцев.
В состав долговых обязательств при осуществлении процедуры банкротства включают все долги перед контрагентами, возникшие на основании гражданско-правовых договоров, а также задолженность перед бюджетами различных уровней в отношении налоговых обязательств и перед персоналом государственных и муниципальных предприятий по оплате труда и выходным пособиям.
Муниципальные унитарные предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства также обладают таким признаком банкротства как утрата способности к исполнению своих долговых обязательств перед конечными потребителями – населением муниципального образования.
Инициатором процедуры банкротства в отношении государственных и муниципальных предприятий выступают должники, кредиторы и уполномоченные органы.
Процедура банкротства государственных и муниципальных унитарных предприятий
Принципиально важный вопрос при банкротстве государственных и муниципальных унитарных предприятий: имеет ли право руководитель предприятия-должника самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании банкротом?
Действующий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прямого ответа на данный вопрос не дает. Неоднозначность судебной практики относительно полномочий руководителя унитарного предприятия обращаться в арбитражный суд с заявлением должника объясняется тем, что законодатель такого вопроса вообще, похоже, не ставил. Поэтому ответ на него приходится искать, следуя общим принципам и на основе анализа гражданского законодательства.
Статьей 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что при наступлении признаков несостоятельности законом предусмотрено, что руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании несостоятельным (банкротом) в случае, если:
1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приведет к невозможности удовлетворить требования остальных в полном объеме;
2) органом, уполномоченным собственником имущества, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
3) обращение взыскания на имущество должника осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
|
Ключевое отличие от обычной организации
Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.
Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (ст. 30 Закона). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.
После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (ст. 9 Закона). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.
Если руководитель не исполнит эту, предусмотренную законом, обязанность, он будет нести ответственность. Она заключается в обязанности возместить те убытки, которые возникнут в связи с этим нарушением (ч. 2 ст. 10 Закона).
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.
Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
Конец фирмы. Как правильно проводить процесс банкротства и ликвидации юрлица
Банкротство МУП осуществляется по общим для всех юридических лиц правилам с некоторыми особенностями. Они обусловлены особым статусом этих предприятий, их руководителя и переданного им имущества.
Унитарное предприятие может заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе (п. 3 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 3, п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях).
В указанном определении приведены очень важные – в первую очередь политические –мотивы отмены судебных актов. На мой взгляд, ВС, явно осознавая масштаб назревающей проблемы и количество действующих в стране МУП и ГУП, сформировал ряд важных выводов, которые суды должны учитывать при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей унитарных предприятий.
Казенные предприятия владеют имуществом на праве оперативного управления, а все остальные унитарные предприятия — на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях).
В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий обратился с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности не только директора унитарного предприятия, но и учредителя – администрации городского поселения.
Пожалуйста, скопируйте нижеприведённую ссылку в вашу программу для чтения РСС-лент. Спасибо.
В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.
Процедура признания МУП банкротом
ФЗ №127 определяет пятистадийный процесс признания МУП несостоятельным:
- Наблюдение. На этапе наблюдения контролирующие органы собирают всю информацию о компании, потенциально являющейся банкротом, и предпринимают первые шаги для помощи наблюдаемой организации.
- Санация. На этапе санации происходит переход к активным действиям, призванным восстановить способность предприятия исправно отвечать по своим счетам и обязательствам.
- Внешнее управление. Если меры, предпринятые на первых двух этапах, не возымели действия, осуществляется переход к внешнему управлению, главной особенностью которого является возложение обязанностей по принятию решений относительно будущего организации не на директора, а на выбранного арбитражного управляющего. По итогам деятельности арбитражного управляющего возможны три варианта событий:
- Прекращение делопроизводства в связи с возможным банкротством (предприятие оздоровилось и может работать в прежнем режиме);
- Заключение мирового соглашения с кредиторами и прочими заинтересованными лицами;
- Конкурсное производство (ликвидация предприятия, оценка имущества и его последующая реализация с целью удовлетворения требований, предъявляемых к МУП его кредиторами).
Проведем банкротство юридических лиц с максимальным соблюдением интересов собственников. В любой сложной ситуации с долгами – доверьте ведение банкротства профессионалам.
Принципиальные отличия
Муниципальное унитарное предприятие по своей сути является видом коммерческого образования, его правовой разновидностью, но с некоторыми особенностями. Наличие в его названии слова «унитарное» подразумевает то, что имущество и активы не являются собственностью предприятия, их нельзя разделить на доли между его участниками. Имущество не принадлежит такой организации, оно только закреплено за ней собственником.
Банкротство казенных формирований регулируется специальными нормами, а не ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», это исключение из него, но МУП – не казенные предприятия, не следует путать эти два понятия.
Поэтому для них процедура проводится на общих основаниях в соответствии с указанным законом с теми же этапами и правилами, но с учетом особенностей его формы собственности, управления и правового статуса имущества.
В ст. 61 ГК есть определение ликвидации такой организации. Это система действий юридического и бухгалтерского характера, предусмотренных законом и направленных на прекращение в полном объеме ее деятельности. При этом права и обязанности не передаются третьим лицам, то есть процесс осуществляется без правопреемственности.
В отличие от других объектов банкротства, процесс часто инициирует муниципалитет (государственное муниципальное образование местного самоуправления). Ликвидация осуществляется по их решению как собственников имущества и по судебному решению на основании и в порядке, установленном законом.
Бесплатная юридическая консультация:
Зачастую в ходе ликвидации МУП, начатой в досудебном порядке согласно добровольному решению собственника, ликвидационная комиссия устанавливает, что имущества недостаточно для выполнения требований кредиторов. Это значит, что обнаружены признаки банкротства, что, в свою очередь, обязывает кредиторов, ликвидационную комиссию, руководителя заявить в арбитражный суд иск о банкротстве.
- Учредители не являются участниками.
- Предприятие не владеет имуществом, оно находится в его хозяйственном ведении. Муниципальные органы – его собственники.
- Управляет предприятием единолично руководитель, назначаемый собственником.
- Руководство отчитывается перед учредителем, но все вопросы в отношении имущества, кроме отчуждения недвижимости, решает самостоятельно.
- МУП отвечает своим имуществом, а собственник подлежит субсидиарной с ним ответственности только тогда, когда имущества будет недостаточно для погашения долгов. Это и является основной особенностью банкротства МУП.
Главным отличием МУП от обычных организаций является то, что ее руководитель не принадлежит к собственникам-учредителям. Хотя формально он принимает решение о банкротстве, но фактически это делается на основе распоряжения собственника имущества, то есть местной администрации, которой он направляет отчет о возникших обстоятельствах несостоятельности. Именно она принимает решение о подаче заявления в суд.
Ключевое отличие от обычной организации
Главным отличием МУП является то, что его руководитель не входит в число собственников-учредителей. Следовательно, его право принимать решение о плановом банкротстве, находится под вопросом. Даже если финансовая ситуация такова, что банкротство видится неминуемым.
Для предупреждения возникновения несостоятельности руководитель МУП обязан направить сведения о том, что возникли признаки приближающегося банкротства собственнику имущества, то есть местной администрации (). Именно она обладает правом принять решение о подаче заявления в арбитражный суд.
После того, как такое решение будет принято, руководитель предприятия-должника обязан обратиться арбитражный суд с заявлением (). Сделать это он должен в кратчайший срок. Который, впрочем, ограничен месяцем с момента принятия решения собственником имущества.
Последствия и ответственность
К последствиям процедуры банкротства напрямую относится ликвидация унитарной структуры и продажа ее имущества для погашения долгов. Ответственность физических лиц при подобных мероприятиях не выходит за рамки административной и уголовной ответственности. Рабочие МУП, согласно должностным обязанностям, несут ответственность за полноту и правильность бухгалтерского учета, за полное отражение в нем всего имущества организации, а также за создание препятствий внешнему управляющему. Фиктивное преднамеренное банкротство также является наказуемым деянием.
Узнать о банкротстве предприятия можно из видео:
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!
Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:
Бесплатная консультация с юристом
Рано или поздно многие юридические лица сталкиваются с накоплением огромного количества долгов, для покрытия которых недостаточно материальных средств и имущества, имеющихся у организации. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия процесс его банкротства происходит по-разному. В данной статье рассмотрены основные аспекты банкротства муниципальных предприятий.
Банкротство юридических лиц перестанет быть проблемой, если обратиться за помощью к опытным юристам нашей компании. Гибкие цены, эффективная помощь в самых сложных ситуациях.
Целью создания любого юридического лица является ограничение имущественных рисков его учредителя (учредителей) размерами переданного такому юридическому лицу (закрепленного за ним) имущества. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ одним из признаков юридического лица является обособленность его имущества от имущества учредителя (учредителей). На этом основании юридическое лицо, во-первых, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, как переданным юридическому лицу учредителем (учредителями), так и приобретенным в процессе хозяйственной деятельности, а во-вторых, не отвечает по обязательствам своего учредителя (учредителей) (п.
Закона о несостоятельности «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом». Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником, согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности, понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.