Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СРОКИ СДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.
Налоговая отчётность НКО на ОСНО
НКО на ОСНО необходимо сдать НДС, 6-НДФЛ и налог на прибыль. Сдача деклараций по НДС и НДФЛ происходит ежеквартально. Налог на прибыль имеет нарастающий итог и сдаётся за квартал, полугодие, 9 месяцев и год: апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за отчётным периодом.
НДС сдают до 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Если операций по прибыли не было, сдаётся упрощённая декларация до 20 числа.
Некоммерческая организация с сотрудниками в штате сдаёт 6-НДФЛ. Отчётные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
Налоговый отчёт на имущество сдают ежегодно до 30 марта, если у организации есть объект налогообложения.
Отчётность в Минюст России должна содержать в себе информацию о деятельности, информацию о персональном составе руководящих органов и документы о расходах. Её сдают до 15 апреля года, следующего за отчётным.
Также сдаче подлежит расчёт по страховым взносам. Отчётность сдают в налоговый орган каждое 30 число по истечении трёх месяцев: в апреле, июле, октябре и январе.
Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст
При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:
№ п/п | Наименование принципа. | Суть принципа. |
1. | Достоверность. | Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов. |
2. | Краткость. | Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. |
3. | Точность. | Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется. |
4. | Соответствие форм. | Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок. |
Способы предоставления электронной отчётности
Как указывалось выше, некоммерческие организации имеют право на сдачу отчетности как в печатной, так и в электронной формах. Причем если опираться на существующие прогнозы, в ближайшее время все НКО будут переведены на единый способ сдачи отчетности – электронный документооборот с государственными органами. Рассмотрим подробно каким образом это происходит. Для предоставления отчета в Министерство Юстиции в электронной форме необходимо сначала зарегистрироваться на официальном сайте, затем войти в свой личный кабинет профиля. Именно здесь существует возможность указать информацию о представляемом вами НКО и подать отчёты одним из имеющихся способов:
- Загрузить уже составленный отчет в формате MSExcel.
- Заполнить вручную онлайн-форму отчета.
Все необходимые бланки и формы для заполнения на компьютере также есть в личном кабинете. Впервые данный сервис был запущен в 2010 году. Так что, на данный момент, он полностью проработан и работает стабильно, экономя время и силы многих бухгалтеров.
Некоммерческие организации в России могут работать в разных сферах и отраслях. Состав отчетности во многом зависит от вида деятельности. Так, например, формы ОН0002 и ОН0001 не сдают товарищества собственников недвижимости, ТСЖ, потребительские кооперативы. Причина проста: интерес у контролирующих структур деятельность таких организаций не вызывает. Для всех остальных НКО представление в Минюст указанных форм отчетности является обязательным. За просрочку и игнорирование требований предусмотрены санкции.
Не только вид деятельности влияет на отчетность. Продолжая тему тех же форм ОН0002 и ОН0001, отметим, что сдаются они только при наличии соответствующих показателей. То есть нет иностранных учредителей – нет и сведений о них. То же самое с финансированием, имуществом и использованием ресурсов и средств.
Если у организации годовой объем поступлений не превышает 3 миллионов рублей, отчеты ОН0002 и ОН0001 тоже можно не сдавать. Вместо них в Минюст подается заявление, позволяющее продолжить ведение некоммерческой деятельности.
Для НКО с определенными видами деятельности предусмотрена специальная отчетность. Для казачьих обществ это форма ГРК003, для иностранных фирм-агентов – ОИА001, а от религиозных организаций Минюст ждет ежегодный отчет по форме ОР0001.
Выбор формы отчетности нередко вызывает затруднения у бухгалтеров, особенно у начинающих. Во избежание ошибок рекомендуется сверяться с информацией на сайте Минюста. Ресурс позволяет автоматизировать выбор формы при заполнении специальной таблицы.
Какие отчеты изменятся?
Вот список документов, формы которых получили новые редакции:
- отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
- отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
- отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
- отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
- отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.
Ответственность за нарушение порядка сдачи отчетности НКО в Минюст
НКО, нарушившую порядок предоставления отчетности в Минюст, привлекут к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 руб., для юридических лиц – от 3 000 до 5 000 руб. Но при первом нарушении суд может вынести предупреждение.
НКО за систематическое нарушение сроков предоставления отчетности могут ликвидировать через суд по инициативе Минюста (п. 10 ст. 32 закона №7-ФЗ). На казенные и бюджетные учреждения эта мера не распространяется.
Перед тем, как обратиться в суд, Минюст направит организации письменное требование об устранении нарушений с указанием сроков.
Конкретная длительность и частота просрочки законом не установлены. Суд примет решение о ликвидации, если сочтет, что организация действительно допустила серьезные нарушения, после которых продолжать работать нельзя. Если же нарушения малозначительны или их последствия устранены, суд, скорее всего, откажет в закрытии НКО.
Распространенные ошибки по заданной теме.
Ошибка №1. Отчет по форме ОН0003 является самостоятельным документом и обязателен для предоставления для всех некоммерческих организаций. Данный отчет сдается совместно с уведомлением о продолжении деятельности и обязателен к сдаче при соблюдении следующих условий:
– в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;
– в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;
– общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 000 000 рублей по итогам прошедшего года.
Ошибка №2. Ответственность за несвоевременное предоставление отчетности некоммерческими организациями отсутствует. В случае не предоставления годовой или квартальной отчетности в установленный срок, организация будет привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа.
Ответственность за непредставление отчетности
Подготовив отчетность, не лишним будет представить отчеты в бумажном виде в Минюст, получив отметку о приеме, которая будет служить подтверждением соблюдения установленных сроков для сдачи отчетов. Формы, необходимые можно скачать на официальном портале Минюста.
При нарушении сроков в адрес НКО выносится предупреждение об устранении нарушений. В предупреждении указывается срок (не менее месяца), в течение которого необходимо представить необходимые отчеты. Если его не выдержать, последствия будут такими:
📌 Реклама
- административный штраф на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет;
- административный штраф на юридическое лицо — от 10 000 до 20 000 рублей, исключение из ЕГРЮЛ или ликвидация по решению суда.
Какую отчётность сдают некоммерческие организации (НКО) в Минюст РФ?
С целью предоставления в государственные органы информации о том, чем занималась некоммерческая организация прошедший год, и на что были потрачены инвестированные средства, представитель НКО составляет и подаёт в Минюст России несколько отчётных документов установленного образца.
В частности это отчёты по форме: №ОН0001, №ОН0002, №ОН0003.
Первые две формы – обязательные для большинства организаций. Что же касается последней – это, так называемая, упрощённая форма, которая подаётся НКО вместе с уведомлением о продолжении деятельности в случае выполнения следующих условий:
- в состав учредителей/руководителей/участников организации не входят иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства;
- в течение отчётного периода не было финансовых/имущественных поступлений в бюджет НКО со стороны граждан/организаций иностранного государства;
- общие поступления в бюджеты НКО не превысили 3 млн. руб. по итогам прошедшего года;
Данная форма отчётности применима для любых видов некоммерческих объединений. Ознакомиться с действующим вариантом бланка и уведомления о продолжении деятельности можно на официальном сайте Министерства Юстиции Российской Федерации. Там же размещаются и другие бланки форм отчётов для НКО.
Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст
При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:
№ п/п | Наименование принципа. | Суть принципа. |
1. | Достоверность. | Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов. |
2. | Краткость. | Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. |
3. | Точность. | Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется. |
4. | Соответствие форм. | Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок. |
Принципы, в соответствии с которыми составляются отчеты в Минюст
При составлении отчетов в Минюст России руководители НКО должны придерживаться следующих принципов:
№ п/п | Наименование принципа. | Суть принципа. |
1. | Достоверность. | Все отчеты, предоставляемые руководство НКО должны формироваться исходя из информации, которая получена из существующих организационных (для отчёта об учредительном составе) и бухгалтерских документов. |
2. | Краткость. | Информация должна быть изложена четко и ясно, при этом отражать суть происходивших процессов и завершённых операций без излишней детализации. |
3. | Точность. | Информация, которая подлежит предоставлению в Минюст содержится в перечне, находящемся на их официальном сайте. Самостоятельное увеличение количества информации не приветствуется. |
4. | Соответствие форм. | Отчеты, предоставляемые в Минюст должны быть составлены на официальных бланках (либо в онлайн-форме на официальном сайте), поданы в соответствующие отделения и в установленный срок. |
В 2023 году ПФР и ФСС объединились в Социальный фонд России (СФР). Одновременно изменился и порядок отчётности. Теперь все сведения необходимо подавать по форме ЕФС-1.
В таблице рассмотрим, какую отчётность сдают в фонд с 2023 года некоммерческие организации.
Даже если некоммерческая организация перестала вести деятельность, ей необходимо ежегодно отчитываться.
Куда | Отчёты |
---|---|
ФНС | Вместо «нулевых» деклараций можно подавать единую упрощённую декларацию (ЕУД). Подать нужно за каждый период, за который подавалась бы соответствующая декларация.
Подавать 6-НДФЛ и РСВ нужно регулярно, если в течение календарного года были выплаты сотрудникам. Например, если в январе страхователь делал выплаты, то подавать отчёты нужно за первый квартал, полугодие, девять месяцев и за прошедший год. Если выплат не было, РСВ нужно всё равно подавать, 6-НДФЛ — нет, но надо уведомить об этом налоговую или просто подать нулевой отчёт. Персонифицированные сведения нужно подавать постоянно, так как у НКО как минимум есть руководитель. Бух. отчётность некоммерческим организациям нужно подавать всегда |
СФР | Подразделы 1.2 и 2 формы ЕФС-1 нужно сдавать в СФР, так как у НКО как минимум есть руководитель.
Раздел 2 формы ЕФС-1 нужно подавать постоянно, даже если не было выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний |
Росстат | Если НКО попадёт в выборку Росстата, то необходимо сдать пустую нулевую статистическую отчётность |
Минюст | Подавать в прежнем порядке. При возникновении вопросов уточнить в территориальном органе или в справочной |
Финансовый аудит бухотчетности — это независимая оценка полноты, правильности, достоверности и законности ведения бухучета и составления отчетов. Причем проводить аудиторскую проверку отчетов бухгалтерии имеют право только специализированные аудиторские организации или частные аудиторы, прошедшие лицензирование.
Некоммерческое предприятие, как и учреждение бюджетной сферы, не относится к организации, бухгалтерская отчетность которой подлежит обязательному аудиту. Однако учредитель (собственник, наблюдательный совет, высший орган управления) НКО может принять решение о необходимости проведения аудиторской проверки для проведения экспертной оценки и получения достоверного заключения о качестве ведения бухучета в организации.
В таком случае должен быть разработан и доведен до заинтересованных лиц порядок проведения аудиторской проверки. Должны быть конкретно определены продолжительность мероприятия, направления учета, перечень документации, которые подвергнутся контролю.
Особенности ведения бухучета и формирования бухгалтерской отчетности
Некоммерческие учреждения, как и другие организации, обязаны вести бухучет в установленном порядке (закон № 402-ФЗ). Хозяйственные операции, отражающие деятельность предприятия, подлежат отражению в первичной документации и регистрационных журналах. Формирование финансовых отчетов производится на основании данных учета. Особенности ведения учета, годовая бухгалтерская отчетность и способы формирования и детализации бухотчетности НКО должны быть отражены в учетной политике.
ВАЖНО!
Вести бухучет без утвержденной учетной политики недопустимо. Простыми словами, не определив основные аспекты и правила отражения и учета хозяйственных операций, добиться полноты, достоверности и своевременности отражения данных невозможно. А следовательно, и составить правдивую финансовую бухгалтерскую отчетность не представляется реальным.
Ведение бухгалтерского учета в НКО, как и в других категориях российских организаций, осуществляется исключительно в рублях. Даже если операция была совершена в иностранной валюте, то ее необходимо перевести в рубли. Следует руководствоваться основным правилом пересчета. То есть операция переводится в рубли по курсу, установленному Центробанком России на дату совершения операции. Если определить курс невозможно или проблематично, то следует применить новый порядок пересчета по кросс-курсу. Но отразить в учете операцию в иностранной валюте нельзя. Следовательно, и бухотчетность не может содержать сведений и показателей, исчисленных в иностранных валютах.
Бухгалтерская отчетность направляется в ФНС и Росстат и в Министерство юстиции. В отличие от коммерческих фирм и учреждений государственного сектора, НКО — единственные, кто должен подавать сведения в Минюст.
Для отчетности в Минюст утверждены специальные унифицированные формы, отличные от бланков налоговой отчетности. Бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.
НКО обязаны своевременно публиковать информацию о продолжении своей деятельности. Причем публикации должны быть размещены в сети Интернет в открытом доступе либо в специальных средствах массовой информации.
Подать сведения в Минюст можно несколькими способами:
- почтовым отправлением, обязательно сделать опись вложения с перечнем всех вложенных форм;
- посредством электронной почты, однако отправляемую отчетность необходимо подписать электронной цифровой подписью;
- разместив самостоятельно в сети Интернет, на сайтах, доступ к которым осуществляется непосредственно через сайт Министерства юстиции;
- предоставив сведения для публикации в СМИ.
В состав отчетных форм включены:
- Отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов (форма № ОН0001).
- Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (форма № ОН0002).
Подавайте информацию ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным. В зависимости от формы и вида НКО, законодатели предусмотрели дополнительную отчетность. Все бланки закреплены в Приказе Минюста России от 16.08.2018 № 170.
Сроки сдачи бухгалтерской отчетности
Отчеты о финансовой деятельности НКО следует предоставлять в территориальное отделение налоговой инспекции, органы статистического наблюдения и другие госорганы по официальному запросу.
Причем руководитель или главный бухгалтер не вправе отказать в ознакомлении с бухгалтерской отчетностью третьим лицам. Сдать финансовую отчетность следует не позднее 90 календарных дней с момента окончания отчетного периода, то есть до 31 марта следующего года. Исключением является реорганизация предприятия. Например, НКО ликвидируется в сентябре этого года, следовательно, составляется бухгалтерская отчетность за 4 квартал 2021 (разделительный баланс).
В общем порядке подайте сведения в контролирующие органы не позднее 1 апреля. Если последний день сдачи отчетности (31 марта) выпадает на нерабочий день, то срок переносится на первые рабочие сутки.
Учредители НКО вправе требовать предоставления бухотчетности в разрезе утвержденных сроков. Например, собственник имеет право затребовать готовый отчет уже в январе. Такие ситуации, в большей степени характерны для организаций, учредителями которых выступают учреждения госсектора. Бюджетники формируют отчетность в особом порядке, следовательно, и сроки для них определяются в индивидуальном порядке.
Учредитель должен в установленном порядке довести до организации требование о предоставлении бухгалтерской отчетности. Причем уведомить ответственных лиц придется под подпись. В противном случае требовать отчет раньше установленного срока недопустимо.