Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как познать себя: 7 шагов к достижению внутренней гармонии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Было точно ясно, что человек – не только физическое тело, ведь радости и наслаждения тела давали мне так мало и совсем не насыщали душу. На самом деле, собственное тело куда чаще бывало мне обузой. Его надо было кормить и купать. Держать в форме и одевать. Постоянно о нем заботиться. Порой это невероятно раздражало.
Как глубже познать себя
В первую очередь нужно поменять свое отношение к самопознанию. Если люди считают что-то ценным, то будут это делать.
Человек будет читать литературу по развитию личности и попытается узнать больше о себе, даже если правда нелицеприятна, найдет время для того, чтобы анализировать себя и постарается минимизировать время, которое тратится впустую.
А обладание самопознанием в реальном времени? Для этого нужно справиться с некоторыми самообманами, которые довольно широко распространены.
1. Внимательность. Если человек начинает сопротивляться деятельности на автопилоте, то со временем бессознательное поведение заменяется сознательным, тогда появляется возможность наблюдать грубые импульсы даже без воздействия на них.
2. Ответственность. Пропадает желание обвинять в своём плохом настроении других, вместо этого человек пытается понять, что именно его так растраивает; к тому же он может взглянуть на вещи по-другому и внести изменения, если недоволен.
3. Принятие. Человек старается замечать и принимать все возникающее и не позволяет себе прокрастинировать и быть рассеянным.
С чего начинается? Этапы самопознания необходимо преодолевать последовательно, добиваясь 100% «прохождения» каждой ступени.
-
Самоузнавание. На данном этапе человек как бы проводит черту между собственным «Я» и остальным миром. Личность замечает и познает свои уникальные черты, выделяет себя в текущей реальности как самостоятельный элемент. В этот момент цельной картинки еще нет.
Но отдельные моменты, на которые раньше индивид закрывал глаза, приоткрывают «завесу» тайны собственного чувственного мира и позволяют на интуитивном уровне объяснить множество процессов. - Концепт «Я». У человека складывается мнение/представление насчет собственной личности. Из подмеченных черт, особенностей и индивидуальностей формируется цельный портрет. На этом этапе у человека появляются притязания, стремления, личные границы и т.д. Личность осознает свои желания, потребности и выставляет самому себе конструктивные ограничения. Полноценный портрет личности выступает мощным инструментов, удерживающим на том или ином жизненном пути. Ведь сложившаяся «Я»-концепция не подразумевает отзывчивости к внешним оценкам.
- Самооценка. Формирование самооценки происходит часто под влиянием окружающих, которые дают свою оценку внешнему виду, умениям, способностям и поступкам других людей. Но если человек находится в процессе самопознания, самооценка формируется на одном из этапов данного процесса и зависит от объективной оценки самой личности, которая как никто другой разбирается в собственных преимуществах и недостатках.
Как понять свои желания
Чтобы понять свои желания, как говорилось выше, позвольте себе оказаться в реальном или воображаемом месте, в котором вы можете почувствовать себя полностью спокойным и расслабленным человеком. Важно, чтобы это место вызывало у вас состояние абсолютной безопасности.
Находясь там, представьте себе самого себя совсем крошкой – как будто это самый маленький вы. Затем, постарайтесь понять, чего хочет ваш самый маленький внутренний ребёнок.
Запишите все ответы, которые мысленно или вслух вы получите от него.
Дальше, поблагодарите его.
Затем, представьте себе более взрослого внутреннего ребёнка – себя в возрасте 3-7 лет. И, как и в предыдущем случае, поспрашивайте у него, какие у него желания, чего он хочет. Ответам не удивляйтесь, просто их записывайте на бумагу.
И, такую процедуру понимания своих истинных желаний и потребностей проделываем ещё с ребёнком примерно 10 лет, затем с подростком и затем с собой вчерашним.
Когда вы дойдёте до себя вчерашнего, ваше подсознание уже «раскачается» как следует, пообщавшись с вашими Внутренними Детьми (вашей внутренней детской частью, которая есть у каждого из нас, и в которой живут наши настоящие желания и потребности).
Во время выполнения этого упражнения нам важно довериться себе, своему бессознательному. И своей детской части. И, вот увидите, вы найдёте искренние, честные ответы о ваших желаниях и потребностях. Даже если вы хотите понять, «выходить мне замуж или нет», или «увольняться с этой работы или нет».
Это произойдёт потому, что внешние желания – всегда идут из внутренних потребностей нашей психики.
Например, человек хочет крутую машину, потому что ему хочется быть особенным или чувствовать повышенную безопасность. И обо всём этом внутренние дети ваши вам обязательно расскажут.
Самопознание состоит из нескольких элементов:
- Образ «Я». Также может фигурировать под названием «Эго». Определение включает в себя отношения человека к самому себе и его доминирующие способы/стратегии/пути взаимодействия с окружающими.
- Самоконтроль. Это подчинение собственного поведения, состояния и поступков принятым в обществе стандартом (через волевой компонент).
- Самооценка. Спектр чувств к самому себе, которые находят отражение в промежуточном значении между полярными категориями «принятия» и «непринятия».
Есть множество способов самопознания. Некоторые из них доступны широкому кругу людей. Другие привязаны к религиозным течениям или духовным практикам.
- Самонаблюдение. Наблюдение за собственными мыслями, чувствами и резонансными ответами на внешние раздражители помогает повышать уровень осознанности. Можно задаваться различными вопросами и искать на них ответы в глубине своего сознания. Можно проходить тесты, вести дневник или заполнять анкеты. При этом важно направить внимание на свои чувства, мысленные образы, мысли, действия и ощущения.
- Самоанализ. Недостаточно просто собрать информацию о себе, чтобы считать процесс самопознания завершенным. Важно найти связи, установить причины и следствие тех или иных поступков. Почему возникает эмоция гнева? В каком случае на глаза наворачиваются слезы? По какой причине в определенных ситуациях просыпается жадность?
- Сравнение. Сравнение не должно быть уничижительным. Оно лишь позволяет выводить общие закономерности, мыслить категориями, превращать оценку самого себя в объективный и реальный показатель, основанный на нескольких изученных прецедентах.
-
Самопринятие. Важно принять себя как цельную личность. Делить и дробить собственное «Я» бесполезно.
Даже если закрывать глаза на отрицательные стороны личности, картина будет необъективной, а жизненные планы неэффективными (ввиду одностороннего учета личных особенностей).
Как познать самого себя?
С чего начать? На пути самопознания человек испытывает большие сложности с тем, чтобы открыть глаза и увидеть реальную картину своего «внутреннего мира».
А те индивиды, которым удается заставить себя познакомиться с темными уголками своей души, начинают корить себя, ненавидеть и наказывать.
Поэтому начать самопознание необходимо с установки на то, что идеальных и исключительно положительных людей просто не существует. У каждого есть свои достоинства и недостатки.
И встав на путь самопознания, каждый получает возможность изменить ситуацию к лучшему (пусть и субъективному лучшему).
Самое главное на первом этапе — это посмотреть на себя словно со стороны, не испытывая угрызений совести и отвращения, не игнорируя «темные пятна» и гадкие мысли.
Что значит – познать себя
Духовники утверждают, это самое главное в жизни. Мы должны знать, что происходит в нашей душе, мыслях, сердце и понять, куда мы идем по жизни, к какому знаменателю. Те, кто уже успел познать себя, отлично знакомы со своими предпочтениями, ориентирами и устремлениями. И только так, познав самого себя, они смогли полностью взять верх, контроль над своим существованием и легко управляют теми процессами, что отвечают за каждый наш поступок, в том числе и физиологическими моментами, отвечающими за наше здоровье.
Многие в таких случаях задают закономерный вопрос: «А разве не должно быть первым делом познание Бога?». Нет, в первую очередь изучите себя, иначе невозможно будет познать Господа, ведь мы являемся Его отражением, созданы по образу и подобию Его.
По словам духовников, начинать нужно с доброго, то есть закладывать позитивное основание. Для этого важна правильная, объективная самооценка, которую каждый из нас дает чаще всего с ошибкой. И причиной тому наши же негативные стороны, привычки, вселившиеся во внутренний мир и извращающие объективность взгляда. Так, большинство рассматривает свою персону сквозь пелену собственного же эгоизма и после анализа, нам всем кажется, что не такие мы уж плохие.
Мы часто посещаем святые места, периодически постимся, стараемся не выражаться грубо в праздничные дни и т.д. Мы полагаем, что этим уже заработали себе на «бонус» и хвалим себя, сравнивая с другими, более «плохими» людьми. В этом то и кроется ошибка. Прежде всего не нужно сравнений, необходимо ставить перед собой такую планку, до которой нужно расти и расти.
И если уж, как вам кажется, вы её достигли, поднимайте её еще выше. Как мы знаем, предела совершенству нет! И процесс должен состоять из внутреннего очищения, и уж только потом можно рассмотреть изменения в позитивную сторону внешней составляющей человека. Поверьте, они будут.
Самый быстрый и легкий способ, познать себя – это спросить у окружающих вас людей. Желательно, чтобы вы общались с ними довольно давно, иначе может вылезти субъективная картина. Кстати, многие думают (особенно подростки), что окружающие их совсем не понимают и ничего о них не знают. Это с одной стороны верно, а с другой, окружающие могут показать вам на ваши недостатки или преимущества. Например, я недавно, совершенно случайно, узнал, что я очень неплохой оратор.
Лучше всего подойти к супругу или супруге и спросить, что ей или ему не нравиться в вас. Обычно всегда найдется пару-тройку пунктов по этому поводу. Может быть, вы мало времени уделяете семье и даже не задумывались об этом. А может, вы забываете поздравлять ваших родителей с праздниками.
А уж родители сколько пунктов смогут подобрать. Ведь они тоже хотят сделать вас лучше, причем не меньше, чем вы.
Вот и все. Если есть вопросы и пожелания – смело оставляйте их в комментариях. И не забывайте подписываться на обновления!
Близкий друг Сократа Херефон * однажды отправился к дельфийскому оракулу с вопросом: «Есть ли в мире человек мудрее, чем Сократ?»
Оракул передал ответ Бога: «Нет человека мудрее Сократа».
Херефон с радостью передал этот ответ Сократу. Но, к его удивлению, Сократ повел себя так, будто он озадачен и даже испытывает некоторую неловкость.
Сократ не считал, что является самым мудрым и умным человеком на земле. Чтобы опровергнуть заключение, сделанное Богом, он решил найти человека, который окажется более мудрым и репутация которого будет выше уровнем.
Сначала он нашел политика. Политик был высокого мнения о своих знаниях и безостановочно говорил с Сократом. Сократ увидел самодовольство политика и его невежество. Он подумал: «Хотя этот человек ничего не знает о милосердии и красоте, он считает, что знает всё. По крайней мере, я признаю, что невежествен, поэтому, похоже, что я мудрее его».
Сократ остался неудовлетворенным и продолжил свои поиски. Он нашел поэта. Этот человек был гениальным поэтом, но считал, что он самый мудрый человек из живущих просто потому, что он умеет писать стихи.
Потом он встретил ремесленника. К его огорчению ремесленник совершал ту же ошибку, что и поэт. Он считал, что может делать все, потому что обладает хорошим мастерством. Гордыня разрушала его собственный интеллект.
В конце концов, Сократ осознал истинный смысл слов Бога. Бог не сказал, что Сократ является самым умным человеком на земле. Смысл его слов заключался в том, что среди других смертных Сократ является самым мудрым, потому что он осознает свое невежество.
В нашем мире можно обнаружить многих людей, имеющих высокое мнение о себе. Но многие ли из них станут искать доказательства своего незнания со смиренным сердцем?
«Познай самого себя» — эти знаменитые слова, начертанные на главной колонне храма Аполлона в Дельфах, принесли Сократу глубокую мудрость. Сегодня подтверждение Сократа открывает нам ворота мудрости. Часто познание самих себя и познание истины начинается с осознания собственного неведения.
В процессе совершенствования, некоторые люди могут увидеть свои собственные привязанности и недостатки. Они рассматривают Закон как Учителя, отказываются от своих привязанностей и повышают свой Синьсин (природа ума, нравственность, моральный уровень). А другие не могут увидеть свои недостатки, или они даже не допускают мысли, что у них могут быть какие-либо недостатки, и они даже не хотят утруждать себя, чтобы выявить свои собственные проблемы. На самом деле, самые мудрые и самые усердные люди – это, вероятно, самые скромные и смиренные, те, которые могут всесторонне рассматривать свои собственные проблемы.
Познавать себя до конца, занимать правильную позицию, знать, что надо делать, а чего надо избегать, иметь мужество взглянуть на свои собственные слабости и честно исправлять свои ошибки, — только так мы можем стать настоящими совершенствующимися, сможем повышаться и двигаться вперед.
Важнейшим этапом в становлении Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским оракулом (об этом повествует Платон в Апологии Сократа). Размышляя об этих словах и сопоставляя их с собственным убеждением в том, что он «знает только то, что ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, к чему побуждают человека и значащиеся при входе в дельфийский храм Аполлона слова «Познай самого себя», стало общим принципом сократовских исследований. Он не считал себя Отелем мудрости, а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю. Для Сократа проблема человека, его внутренний мир — главное. «Познай самого себя» — это его изречение, в сущности, означает требование постоянного познания каждым человеком самого себя. Сократ увидел опасность растворения человека в хаотичной, «безосновной» субъективности софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для него самого. Человек подчиняется некоему внутреннему закону. Этот закон отличается от законов природы, он возвышает человека над его собственной ограниченностью, заставляет мыслить
Человеческое бытие не дано человеку изначально. Он может только сказать: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек может самостоятельно прийти к пониманию своей причастности единому идеальному началу, общему всем людям.
Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Творец в своих произведениях должен выражать состояние души
Познай самого себя говорит Алкивиаду Сократ в «Алкивиаде Первом». Но перед беседой с Сократом, Алкивиад был совершенно уверен в том, что отлично знает себя, потому и претендует на самые высокие роли в политической жизни полиса, в которую вот-вот должен вступить по возрасту. Он высок и красив, богат и знатен, но он ли это?! Нет. Это только то, что ему принадлежит, но не он сам.
Что такое этот сам? Душа, только душа может владеть телом, ибо она знает его. А чтобы владеть самою собой, она должна знать также должна знать себя, свои свойства. Увидеть себя можно в зеркале или в чем-то подобном, подобно глазу видящему себя в лучшей части другого глаза – зрачке, душа видит себя в лучшей части другой души – разумной. При помощи разума познается вещь, а, следовательно, и должное, справедливое обращение с ней.
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение – познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств – это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Пример.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык – это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык – это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель.
Существует ещё интуитивный способ познания мира.
Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное, и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание – это многозначное понятие:
- Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
- Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
- Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.
Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.
Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.
Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.
Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.
И мы не имеем в виду золото, деньги, недвижимость. Нет, мы говорим о ценностях смысловых и духовных, которые фактически являются своеобразным руководством по жизни, мотивации, достижении целей. Если у тебя есть устоявшиеся ценности (без разницы, какие), то тебе гораздо легче предпринимать конкретные действия, которые требуют сверхзадачи. Не возникает вопроса: «А зачем я это делаю?». Поэтому важно определить для себя эти ценности, и это можно сделать легко — нужно просто подумать о глобальных и бытовых вещах, своем отношении к ним, идеале «правильного человека», а также о соответствии твоей личности этому идеалу. Не будет лишним записать то, как ты относишься к политике, истории, экономике, финансам, творчеству, работе, любви, дружбе, патриотизму, свободе. Распиши всё хорошо, чтобы составить цельную картину ценностей. После того, как эта мозаика будет собрана, ты сможешь опираться на нее на протяжении всей жизни.
Я – всё. Лиха беда начало
Я могу развернуть ладонь и впитать в нее дрожь небес,
Я могу воскресить огонь и постигнуть поющий лес…*
В юности я был совершенно уверен, что могу все. Абсолютно все, понимаете? Я могу изменить мир. Да-да, именно так. Было радостное предвкушение: мир вокруг то ли висел на кончиках пальцев, которыми стоило только щелкнуть, и… А может, он свербил на кончике языка в поисках того самого, заветного Слова?..
Казалось, вот-вот – и я найду то самое, чего не хватает. Смогу понять, как воспользоваться этим особым даром. Только познай себя, свое особое устройство – и все получится!
Окружающие откровенно вертели пальцем у виска и отпускали нелестные комментарии по поводу моей самооценки. Общество предполагало, что человек должен жить как все и тянуть эту лямку до смертного одра. Но меня не слишком заботило мнение «тупых обывателей». К тому моменту было и так понятно, что общий язык мы вряд ли найдем.